Светлана Мусакова
Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования»
Мусакова С. Б., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 154 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Именно в детстве формируется красота тела и души будущего
взрослого человека. Воспитывать детей физически совершенными -
значит, добиваться, чтобы они были здоровыми и закалёнными. К каждому
ребёнку нужен индивидуальный подход, гибкость в применении
Публикация «Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования» размещена в разделах
различных средств и методов воспитания.
Внедрение ФГОС ДО позволяет обеспечить комплексную защиту
здоровья дошкольников от некоторых негативных факторов. Новые
стандарты определяют четкую структуру основной образовательной
программы, определяют содержание и организацию образовательного
процесса. Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из
приоритетных направлений образовательной программы, при которой
качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без
нанесения ущерба их здоровью.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья
детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим,
отличающийся разнообразием форм физического воспитания,
направленный на оздоровление, укрепление, повышение функционального
уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей
детей, закрепление двигательных навыков.
Физическое развитие и здоровье детей - первостепенная задача
нашего детского сада, над решением которой в тесном сотрудничестве
работают все педагоги. Ключевым моментом работы коллектива является
гибкое сочетание двигательной и умственной нагрузки, обеспечивающее
комфортное пребывание ребёнка в детском саду. Осуществление
образовательного процесса, нацеленного на физическое развитие и
оздоровление детей, протекает в форме приобщения детей к физической
культуре, как к фундаментальной составляющей общечеловеческой
культуры.
Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно –
правовую базу, научно – методические разработки, передовые
оздоровительные технологии, коллектив разработал проект «Здоровый
дошкольник», включающий основные линии оздоровительно-развивающейработы : приобщение детей к физической культуре; использование
развивающих форм оздоровительной работы; систему работы с родителями
по здоровьесозиданию.
В структуру здоровьесозидающей среды ГБДОУ входят следующие
компоненты:
инфраструктура детского сада (спортивные и музыкальные залы,
оборудованные участки на улице);
здоровьесберегающая предметно – пространственная среда в группах;
образовательно – методическая среда;
здоровьесозидающее пространство для родителей.
Физкультурный зал ГБДОУ оснащен необходимым оборудованием для
оздоровления детей, развития основных видов движений, формирования
представлений о некоторых видах. Наличие современного оборудования
не только прививает детям привычку к здоровому образу жизни, но и формирует
понятие о культуре здоровья человека, его ценности.
Собственная изолированная территория с оборудованными
площадками для игр и спортивных занятий, позволяет проводить
разнообразные сезонные развлечения. Такие мероприятия отличаются
особым настроением и теплом. Основная задача – сформировать
потребность, вызвать желание участвовать в совместной физкультурно-
досуговой деятельности. Надо отметить, что, созданная благоприятная
окружающая среда способствует достижению высоких спортивных
результатов.
Здоровьесберегающая предметно – пространственная среда каждой
группы оборудована таким образом, что для детей достаточно места для
удовлетворения двигательной активности, формирования у них культуры
здоровья. Разработаны перспективные планы оздоровительной работы,
структура внедрения здоровьесозидающих методик и технологий. Сюда
вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (различные
виды гимнастик, технологии обучения здоровому образу жизни
(самомассаж, игровые тренинги). Для всех групп составлен режим
двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по
физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место
уделяется самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. Руками педагогов изготовлены
коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, косолапости,
лузы для забрасывания мячей, мишени для метания в цель.
Здоровьсозидающая деятельность образовательного процесса направлена
на укрепление здоровья по снижению заболеваемости у детей.
Кроме того, одним из важнейших направлений оздоровительной и
профилактической работы с детьми является профилактика нарушения
осанки детей, сколиоза, плоскостопия и т. п. В процессе непрерывной
образовательной деятельности педагоги проводят работу по привитиюкультурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям,
что способствует формированию моральных качеств, волевых черт
личности, ведению здорового образа жизни. В структуру оздоровительных
занятий по развитию двигательной активности тесно вплетены различные
виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными
упражнениями дети поют, танцуют, импровизируют.
Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия
всех участников образовательного процесса. Без участия самых близких
людей невозможно воспитание и развитие ребёнка. Поэтому одним из
направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам
здоровьесозидания, включение их в процесс управления
здоровьеориентированной деятельностью. В ходе работы широко
использовались газеты, памятки для родителей, родительские семейные
встречи, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Удачно
проходили спортивные развлечения с родителями "Папа, мама, я -
спортивная семья", "Семейные старты" и т. д. Успешно применялись
интерактивные формы и методы работы с родителями по оздоровлению
детей (ИКТ, презентации, индивидуальные консультирования, сайт
ГБДОУ).
В ходе проделанной работы выявлено, что организация процесса
сотрудничества педагогов ГБДОУ и родителей на основе использования
традиционных и интерактивных форм позитивно влияет на формирование
здоровьесозидающей позиции родителей и культуры здоровья
дошкольников. Проводимые мероприятия позволили привлечь родителей к
совместным усилиям по оздоровлению детского организма.
В заключении хочется отметить, что осуществляя оздоровительную
деятельность, педагоги проводят большую работу по созданию
благоприятных условий для развития позитивных личностных качеств
детей, для поддержания их эмоционально-комфортного состояния,
ориентируются не только на усвоение детьми знаний и представлений, но
и становлении их мотивационной сферы здорового образа жизни.
Дети, изучая себя, особенности своего организма, получают и используют
знания о нетрадиционных методах оздоровления психологически и
физически готовиться к тому, чтобы проводить активную деятельность в
формировании и сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.
Литература.
1. Захарина Е. Ю., Николаева Е. И., Федорук В. И. «Здоровьесбережение и
здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое
пособие. ФГОС» - Детство-Пресс -2014г.
2. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду:
Пособие для педагогов, преподавателей и студентов» - Мозаика-
Синтез -2006г