Наталья Клецко
Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО.
С 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО).
ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
Публикация «Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В ФГОС ДО главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. Мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Так же в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Таким образом, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение ИКТ в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО, является созданная предметно-пространственная среда, которая должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т. е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача нашего ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это и стало отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ (компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса. Таким образом, в своей работе наши педагоги опираются в большей степени на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником и помощником. В свою очередь использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовывать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ, что позволяет обеспечить воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми с сверстниками ребенка.
Основными направлениями использования ИКТ в системе деятельности нашего ДОУ являются:
- организация воспитательно-образовательного процесса с детьми;
- организация методической работы с педагогическими кадрами;
- взаимодействие ДОУ с родителями.
Основными формами использования ИКТ в нашей практике являются:
1. При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне, поэтому воспиательно-образовательный процесс в ДОУ имеет свои особенности, он должен быть красочным, эмоциональным, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуко- и видеозаписей. Все это помогает нам реализовывать проведение следующих мероприятий:
- Использование развлекательных, обучающих, развивающих, обучающих игры. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. Однако, большинство игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому они используются преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
- Создание различных мультимедийных презентаций, направленных как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. Воспитателями создаются серии презентаций к занятиям и праздникам. Все презентации строятся с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, что позволяет объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- Использование проектора и экрана, интерактивной доски. Интерактивная доска в ДОУ открывает новые возможности для организации совместной деятельности детей и педагога. Коллективное участие детей в игре способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: помогает детям преодолеть свой эгоцентризм, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, принимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.
2. При организации методической работы с педагогическими кадрами
При проведении педсоветов, семинаров, конференций наши педагоги активно используют мультимедийное сопровождение своих выступлений в виде презентаций (текстовое сопровождение, видеоматериалы, схемы, диаграммы).
3. При взаимодействии ДОУ с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС ДО, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами или узкими специалистами, поэтому в социальных сетях у каждой группы имеется персональная страничка. Ее создание позволяет родителям увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми и родителями служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетенций. Родители в свою очередь, отмечая интерес детей к ДОУ, начинают прислушиваться к воспитателям, активнее участвуют в групповых проектах.
Так же в своей деятельности мы активно используем метод проекта. Использование информационных технологий в проектной деятельности позволяет педагогам показать всю работу и ее значимость при решении той или иной задачи, ознакомить родителей с предполагаемыми результатами проекта.
Современные технические средства используются нами также при оформлении наглядного материала, буклетов, проведении родительских собраний, круглых столов, практикумов.
Подводя итоги нашей работы, можно сделать вывод, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной среды для развития предметной и социальной сфер.
Также использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение.
Таким образом, использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.
Используемая литература :
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991 г., № 5.
2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддъяков Н. Н., и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : Линка-пресс, 1988 г.
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
4. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2000.
5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В., Мозаика-Синтез М. ,2011
6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008