Александра Постовалова
Об использовании совместных мероприятий с родителями воспитанников для формирования духовно-нравственного облика дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Об использовании совместных мероприятий с родителями воспитанников для формирования духовно-нравственного облика дошкольника
Духовно-нравственное воспитание детей путем организации совместных мероприятий между родителями и ДОУ особенно актуально в наше время, когда современные технологии разобщают людей, ограничивая живое общение.
Публикация «Об использовании совместных мероприятий с родителями воспитанников для формирования духовно-нравственного облика дошкольника» размещена в разделах
Цель: способствовать сохранению и укреплению нравственных устоев семьи, формированию и развитию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения через активное взаимодействие родителей и ДОУ
Задачи: ориентировать семью на духовно - нравственное воспитание детей.
Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Воспитывать в детях духовно нравственные чувства и приучать к этическим нормам поведения, самодисциплине.
Актуальность: В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро. Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. У дошкольников обращает на себя внимание сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности (особенно в игре, отсутствие способности к сопереживанию другим людям). Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Сейчас говорят, что на детей влияет улица и средства массовой информации, но большее влияние производит семья.
Семья играет центральную роль в сознании ребенка. Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это колыбель духовного развития ребёнка. Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.
Родители являются первыми педагогами ребёнка, а наша задача – оказать им помощь в воспитании и развитии, учитывая пожелания и интересы, применяя эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса, взаимодействия образовательных учреждений и семьи, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Целью работы нашего детского сада по духовно-нравственному воспитанию является духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе культурно-исторических традиций России, развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю, опираясь на взаимодействие с семьёй.
Не секрет, что сегодня не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребенка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения.
С уверенностью можно сказать, что педагоги и родители хотят детям добра, мечтают, чтобы они выросли умными, честными и трудолюбивыми людьми. Но как достичь этого, знают далеко не все.
В нашем детском саду мы реализуем взаимодействие образовательного учреждения и семьи, как в традиционных формах (индивидуальное и фронтальное консультирование и просвещение, оформление музыкальных уголков для родителей, так и в новых формах : совместная организация образовательного процесса («День открытых дверей», показ кружковых занятий на родительском собрании (с участием родителей). Это и наши совместные праздники с участием родителей : «День матери», «Осенины», 23 февраля, 8 Марта и Новый год (родители принимают участие в этих мероприятиях, «Венок дружбы», «При солнышке тепло, при матери – добро», 9 Мая, театр с участием родителей. Очень интересно проходил в нашем детском саду «День здоровья». Дети были в восторге от похода в лес, получив очень много впечатлений и заряд бодрости на весь день.
Праздник «Посвящение в «Светлячки» давно стал визитной карточкой нашего детского сада.
Небольшое количество родителей до пандемии всегда посещали праздник Масленицы. В дальнейшем, при благоприятной эпидемиологической обстановке, можно подумать о более активном привлечении родителей в проведении массовых мероприятий. Даже сейчас, в период пандемии, используя современные технологии, мы привлекаем родителей к участию в жизни детского сада (онлайн-фестиваль «Танцуй вместе с ребёнком», онлайн-фотовыставка «Наши мамы»). Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.
Использование разнообразных, в том числе и инновационных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада даё т свои результаты: родители из зрителей и наблюдателей постепенно становятся более активными участниками жизни детского сада, создаётся атмосфера взаимоуважения.
Привлечение семьи к жизни детского сада в вопросах воспитания духовно-нравственной личности ребенка является неотъемлемой частью работы ДОУ, где результатом может стать сильная, этически образованная и морально крепкая ячейка общества. И это работа не одного дня и не одного года. Только совместные усилия государства, образования и семьи могут дать положительный результат в формировании духовных ценностей ребенка.