Татьяна Брагина
Консультация «Об игровой терапии. Не дайте ребенку стать «трудным»
▼ Скачать + Заказать документы
«Если хотите, чтобы дети были гениальными, любите их …»
Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия. Нет стрессов, нет тревожности - есть радость бытия, общения и деятельности. В игровой терапии базовыми являются теоретические положения педагогики переживания.
Все знают, что сейчас воспитывать детей невозможно методами применяемыми 5-6лет назад, это очень трудно, а порой и невозможно и это уже не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из родителей и педагогов знает это по собственному опыту.
Публикация «Консультация „Об игровой терапии, Не дайте ребенку стать „трудным“» размещена в разделах
Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей. Современные дети ничем не хуже - они просто совершенно другие дети и только поэтому их нужно воспитывать совершенно по-другому.
Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личностному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития.
Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили слова, ценности и правила взрослых. Трех, и даже четырехлетние дети не могут сказать: «Я хочу избавиться от раздражения, которое вызывает у меня младший брат.» Ребенок не формулирует и, возможно, даже не осознает причину своего внутреннего дискомфорта, но выражает в игре доступными ему средствами: например, построив башню, он с удовольствием объяснит, что вместе с папой будет жить на самом верху, мама - ниже, а брат в самом низу. Другой пример: «У-У-У!»- завыло в трубе. Маленький Миша испуганно втянул голову в плечи. «Страшно? Это тебе что-то напоминает?»-спрашивает взрослый. «Так мама ругается, когда сердится. А можно я ее (Трубу) стукну?»- спросил Миша и несколько раз ударил кулаком по батарее. Вскоре на его лице появилась улыбка: наконец-то он смог выразить свое отношение к манере поведения мамы. В тот день он впервые, без всякого напоминания, убрал за собой игрушки.
Итак, цель игровой терапии- не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного.
Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребенком игры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером).
Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят возиться с водой и песком. А как мы на это обычно реагируем? «Не подходи, не пачкайся, не бери в рот, брось сейчас же!» Так и не успевает маленький исследователь удовлетворить свое любопытство. А с годами желание поближе познакомиться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму. Ну, а если разрешить пережить детям «песочный период»? Пусть копают в мокром песке, закапывают в нем машинки и куколки, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитаннее ребенок, тем длительнее «песочный период». Песок и вода могут по желанию ребенка превратиться во что угодно. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей: именно в минуты игры с этими материалами они становятся наиболее откровенными. Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям возможность научиться самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока они не нужны. Какие результаты дает игровая терапия? Дети с
которыми систематически занимаются по этой методике, приобретают способность управлять своим поведением; легче переносят запреты; становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми; легче вступают в сотрудничество; выражают гнев более «пристойными» способами; в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно – ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.