Светлана Попова
О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных умений у детей с речевыми проблемами в разных видах деятельности
«Дефицит общения в дошкольном возрасте
накладывает роковую печать на
последующую судьбу личности» В. В. Давыдов
Формирование коммуникативных умений имеет свои закономерности, связанные с возрастными и психологическими особенностями детей. В нашем ДОУ воспитываются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети в силу своих особенностей не стремятся, а иногда не могут общаться. Это объясняется следующими причинами:
- бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
Публикация «О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
- неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи;
- низкая подражательная деятельность;
- неустойчивость внимания;
- сниженный уровень мотивации;
- повышенная психическая утомляемость.
У детей с ЗПР без специального обучения не развивается возможность регулиро-вать свою деятельность с помощью собственной речи.
Поэтому главным направлением нашей работы является:
- коррекция речевых нарушений,
- развитие речи, а через речевое общение развитие коммуникативной компетенции с целью социализации детей и улучшения условий жизнедеятельности в целом.
Овладение коммуникативными умениями осуществляется в процессе организации совместно с учителем-логопедом и др. специалистами ДОУ:
- познавательной;
- двигательной;
- игровой;
- трудовой;
- музыкально-художественной и др. видов детской деятельности, опосредствован-ных словом в общении с взрослыми и детьми.
Утренний сбор как способ организации речевого общения детей. 1 этап
С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором вместе с детьми выражаем чувства радости от встречи. Под нежный звук колокольчика дети собираются в круг и произносят слова приветствия, передавая мяч друг другу с обращением: «Доброе утро, Рита, мы рады, что ты сегодня к нам пришла!»
Игровое упражнение «Подари хорошее настроение»
«Ничего не покупаю,
ничего не продаю,
Я улыбки собираю,
Я улыбки раздаю!»
Дети улыбаются друг другу, имитируют движение раздачи «улыбок из корзины»
2 этап: «Добрые дела»
Дети рассказывают какие добрые дела им удалось сделать (помогал дома маме, убирал игрушки и т. д.)
3 этап: «Ежедневные новости»
Сообщение детям, чем интересным они сегодня будут заниматься. В ходе утрен-него сбора дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима дня – формируется положительный настрой на весь день.
Для совершенствования игрового общения, в рамках которого развиваются ком-муникативные умения, мы используем игровое пособие «Речевой куб».
Пособие представляет собой кубы разного размера. Каждый куб имеет свое назва-ние. Например: «Зарядка для языка».
К каждому артикуляционному упражнению подобраны сигнальная карточка по названию упражнения и небольшое стихотворение.
Педагог читает, а ребенок выполняет упражнение, находя соответствующий сиг-нальный рисунок «Хоботок», «Змейка» и др.
Речевой куб «образуй словечко»
С помощью сюжетных картинок (мальчик подходит, выходит, переходит и т. д.) ребенок переворачивает куб, называет новые слова и словоформы глагола.
Речевой куб «Сочиняйка»
Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие используется для пересказа, выбороч-ного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей служат в качестве наглядного плана.
Самостоятельно дети играют с кубом, закрепляя полученные знания.
Играя, подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба. Например: «Расскажи о фруктах».
Использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, соз-дать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совер-шенствовать свои речевые навыки.
Лего-центр
Использование «Лего» помогает решить проблемы развития речевой активности детей, освоения ими речетворческой деятельности. Дети учатся составлять речевой план будущей постройки, описывать продукт своей деятельности. Игры на основе конструкто-ра позволяют выработать социальные навыки, объяснять свои действия.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит налету»
К. Д. Ушинский
Поэтому в своей работе по развитию связной речи используем мнемотаблицы, картинографические схемы.
Использование мнемотаблиц в театральной деятельности
Сказка «Теремок»
1. Предлагается детям угадать какая сказка спряталась
2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
3. Перекодирование информации (это дом и т. д.)
4. Пересказ сказки с опорой на символы.
Пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображения главных героев.
Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»
Мнемотаблицы цветные, так у детей быстрее остаются отдельные образы.
-Каждый ребенок выбирает себе роль понравившегося героя (кем, он хочет быть);
-Вспоминают слова и действия своих героев. Слова-роли каждый ребенок повторяет с педагогом;
- Надевают шапочки-маски и инсценируют сказку.
Театрализованная деятельность с использованием мнемотаблиц готовит детей к раз-вернутому, связному и последовательному изложению мыслей. Совершенствуется умение подражать.
Художественно-продуктивная деятельность
Для развития диалогической речи, стимулирования вопросительно-познавательной формы речевого взаимодействия используем работу с закрытой картинкой (или со спря-танным предметом).
Этот вид работы эффективен при обучении умению задавать и отвечать на вопросы, в ситуации когда дети не видят картинку или предмет их речь, обращенная к педагогу, оказывается мотивированной и дети постигают основную коммуникативную сущность вопроса, как одного из главных компонентов речевого общения.
Работа по закрытой картинке. Рисование персонажа к сказке «Теремок»
1. Картинка спрятана за ширмой
2. Беседа ведется, чтобы узнать вид спрятанного (цвет, величина, характер и др.)
«Спросите меня о персонаже, нарисованном на картинке.
- Он большой? Нет
- Он серый? Нет
- Он злой? Нет
- Он рычит? Нет
- Он зеленый? Да
- Он маленький? Да
- Это лягушонок? да
Отгаданный персонаж предлагается детям нарисовать карандашами, мелками, выбрав нужный цвет, на весь лист, нанося в разных направлениях штрихи.
Используем нетрадиционные способы рисования, как фактор поддержания мотивации успешности, и удержание внимания.
Совместно с педагогом вырезается силуэт лягушки, приклеивается, дорисовываются нужные детали.
Из за ширмы достается спрятанная картинка и дети сравнивают правильно ли они уга-дали и нарисовали.
Работа с закрытой картинкой. Пластилинография к сказке «Теремок»
При работе с сюжетной картинкой для запоминания ее содержания мы используем сигналы. В беседе дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картинки, персонажа из сказки.
Совместно с педагогом с помощью сигналов (круги, квадраты) описывают картинку.
В левом верхнем углу квадрат коричневого цвета (теремок, посередине зеленый круг (лягушонок, справа маленький белый овал (зайчик) и т. д.
Глядя на схему, дети выкладывают готовые силуэты зверей, приклеивают, затем наносят маленькие комочки пластилина на силуэты.
Спрятанную картинку открывают, и дети сравнивают, анализируют, обобщают.
Спросите меня: кто изображен на картинке? Где расположен Теремок? Где сидит зайчик? После того как несколько детей повторяют вопрос педагог отвечает на него, а за-тем предлагает повторить свой ответ. Так дети овладевают вопросно-ответной формой речи.
Телестудия
Позволяет развивать все стороны речи, используя схемы-описания событий, разра-ботанные педагогом, дети выступают в роли дикторов телевидения.
Рубрика «У сороки на хвосте»
Дикторы-дети освещают события, происходящие в группе:
-ходили в медицинский кабинет,
-знакомились с работой медсестры,
-играли в больницу.
Рубрика «Пусть бегут неуклюже»
Дети-дикторы поздравляют сверстников, сотрудников ДОУ, родителей с праздни-ками.
Рубрика «В гостях у светофора»
(азбука безопасности)
Дети-дикторы рассказывают, как перейти проезжую часть дороги (например).
Рубрика «Нам хорошо вместе»
Дети-дикторы рассказывают, что дети делали друг для друга.
Ваня читал Марку сказку.
Рома загадывал желание для Риты.
Рубрика «Мы любим трудиться»
Дети-дикторы рассказывают о трудовых поручениях.
Рита и Рома красиво сервировали стол к обеду.
Артем помогал поливать цветы.
Телемост
В работе телестудии продумана обратная связь - диалог с группой через телемост.
Видя свое изображение на экране, дети с охотой поясняют, что они делали, чем за-нимались. Диктор спрашивает:
-Рита, что ты делала?
-Готовила для Марка обед.
Итог
Для детей с речевыми нарушениями коммуникативная деятельность является важ-нейшим фактором психического развития. Для полноценного развития коммуникативных умений у детей необходимы неограниченные возможности их общения друг с другом, создание речевой среды, стимулирующей речевую активность, а также правильная, целе-направленная организация разных видов деятельности, которую осуществляют педагоги ДОУ.