Папки-передвижки

О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития

Светлана Попова
О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие коммуникативных умений у детей с речевыми проблемами в разных видах деятельности

«Дефицит общения в дошкольном возрасте

накладывает роковую печать на

последующую судьбу личности» В. В. Давыдов

Формирование коммуникативных умений имеет свои закономерности, связанные с возрастными и психологическими особенностями детей. В нашем ДОУ воспитываются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети в силу своих особенностей не стремятся, а иногда не могут общаться. Это объясняется следующими причинами:

- бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

Публикация «О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

- неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи;

- низкая подражательная деятельность;

- неустойчивость внимания;

- сниженный уровень мотивации;

- повышенная психическая утомляемость.

У детей с ЗПР без специального обучения не развивается возможность регулиро-вать свою деятельность с помощью собственной речи.

Поэтому главным направлением нашей работы является:

- коррекция речевых нарушений,

- развитие речи, а через речевое общение развитие коммуникативной компетенции с целью социализации детей и улучшения условий жизнедеятельности в целом.

Овладение коммуникативными умениями осуществляется в процессе организации совместно с учителем-логопедом и др. специалистами ДОУ:

- познавательной;

- двигательной;

- игровой;

- трудовой;

- музыкально-художественной и др. видов детской деятельности, опосредствован-ных словом в общении с взрослыми и детьми.

Утренний сбор как способ организации речевого общения детей. 1 этап

С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором вместе с детьми выражаем чувства радости от встречи. Под нежный звук колокольчика дети собираются в круг и произносят слова приветствия, передавая мяч друг другу с обращением: «Доброе утро, Рита, мы рады, что ты сегодня к нам пришла!»

Игровое упражнение «Подари хорошее настроение»

«Ничего не покупаю,

ничего не продаю,

Я улыбки собираю,

Я улыбки раздаю!»

Дети улыбаются друг другу, имитируют движение раздачи «улыбок из корзины»

2 этап: «Добрые дела»

Дети рассказывают какие добрые дела им удалось сделать (помогал дома маме, убирал игрушки и т. д.)

3 этап: «Ежедневные новости»

Сообщение детям, чем интересным они сегодня будут заниматься. В ходе утрен-него сбора дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима дня – формируется положительный настрой на весь день.

Для совершенствования игрового общения, в рамках которого развиваются ком-муникативные умения, мы используем игровое пособие «Речевой куб».

Пособие представляет собой кубы разного размера. Каждый куб имеет свое назва-ние. Например: «Зарядка для языка».

К каждому артикуляционному упражнению подобраны сигнальная карточка по названию упражнения и небольшое стихотворение.

Педагог читает, а ребенок выполняет упражнение, находя соответствующий сиг-нальный рисунок «Хоботок», «Змейка» и др.

Речевой куб «образуй словечко»

С помощью сюжетных картинок (мальчик подходит, выходит, переходит и т. д.) ребенок переворачивает куб, называет новые слова и словоформы глагола.

Речевой куб «Сочиняйка»

Вращая куб в любую сторону, ребенок сам выбирает и прикрепляет к очередной грани куба героев сказки или рассказа. Это пособие используется для пересказа, выбороч-ного пересказа, где грани куба с фигурками персонажей служат в качестве наглядного плана.

Самостоятельно дети играют с кубом, закрепляя полученные знания.

Играя, подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба. Например: «Расскажи о фруктах».

Использование речевых кубов позволяет расширить речевую среду в группе, соз-дать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совер-шенствовать свои речевые навыки.

Лего-центр

Использование «Лего» помогает решить проблемы развития речевой активности детей, освоения ими речетворческой деятельности. Дети учатся составлять речевой план будущей постройки, описывать продукт своей деятельности. Игры на основе конструкто-ра позволяют выработать социальные навыки, объяснять свои действия.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит налету»

К. Д. Ушинский

Поэтому в своей работе по развитию связной речи используем мнемотаблицы, картинографические схемы.

Использование мнемотаблиц в театральной деятельности

Сказка «Теремок»

1. Предлагается детям угадать какая сказка спряталась

2. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

3. Перекодирование информации (это дом и т. д.)

4. Пересказ сказки с опорой на символы.

Пересказ сказки ведут сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображения главных героев.

Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»

Мнемотаблицы цветные, так у детей быстрее остаются отдельные образы.

-Каждый ребенок выбирает себе роль понравившегося героя (кем, он хочет быть);

-Вспоминают слова и действия своих героев. Слова-роли каждый ребенок повторяет с педагогом;

- Надевают шапочки-маски и инсценируют сказку.

Театрализованная деятельность с использованием мнемотаблиц готовит детей к раз-вернутому, связному и последовательному изложению мыслей. Совершенствуется умение подражать.

Художественно-продуктивная деятельность

Для развития диалогической речи, стимулирования вопросительно-познавательной формы речевого взаимодействия используем работу с закрытой картинкой (или со спря-танным предметом).

Этот вид работы эффективен при обучении умению задавать и отвечать на вопросы, в ситуации когда дети не видят картинку или предмет их речь, обращенная к педагогу, оказывается мотивированной и дети постигают основную коммуникативную сущность вопроса, как одного из главных компонентов речевого общения.

Работа по закрытой картинке. Рисование персонажа к сказке «Теремок»

1. Картинка спрятана за ширмой

2. Беседа ведется, чтобы узнать вид спрятанного (цвет, величина, характер и др.)

«Спросите меня о персонаже, нарисованном на картинке.

- Он большой? Нет

- Он серый? Нет

- Он злой? Нет

- Он рычит? Нет

- Он зеленый? Да

- Он маленький? Да

- Это лягушонок? да

Отгаданный персонаж предлагается детям нарисовать карандашами, мелками, выбрав нужный цвет, на весь лист, нанося в разных направлениях штрихи.

Используем нетрадиционные способы рисования, как фактор поддержания мотивации успешности, и удержание внимания.

Совместно с педагогом вырезается силуэт лягушки, приклеивается, дорисовываются нужные детали.

Из за ширмы достается спрятанная картинка и дети сравнивают правильно ли они уга-дали и нарисовали.

Работа с закрытой картинкой. Пластилинография к сказке «Теремок»

При работе с сюжетной картинкой для запоминания ее содержания мы используем сигналы. В беседе дети задают вопросы и по описанию узнают содержание картинки, персонажа из сказки.

Совместно с педагогом с помощью сигналов (круги, квадраты) описывают картинку.

В левом верхнем углу квадрат коричневого цвета (теремок, посередине зеленый круг (лягушонок, справа маленький белый овал (зайчик) и т. д.

Глядя на схему, дети выкладывают готовые силуэты зверей, приклеивают, затем наносят маленькие комочки пластилина на силуэты.

Спрятанную картинку открывают, и дети сравнивают, анализируют, обобщают.

Спросите меня: кто изображен на картинке? Где расположен Теремок? Где сидит зайчик? После того как несколько детей повторяют вопрос педагог отвечает на него, а за-тем предлагает повторить свой ответ. Так дети овладевают вопросно-ответной формой речи.

Телестудия

Позволяет развивать все стороны речи, используя схемы-описания событий, разра-ботанные педагогом, дети выступают в роли дикторов телевидения.

Рубрика «У сороки на хвосте»

Дикторы-дети освещают события, происходящие в группе:

-ходили в медицинский кабинет,

-знакомились с работой медсестры,

-играли в больницу.

Рубрика «Пусть бегут неуклюже»

Дети-дикторы поздравляют сверстников, сотрудников ДОУ, родителей с праздни-ками.

Рубрика «В гостях у светофора»

(азбука безопасности)

Дети-дикторы рассказывают, как перейти проезжую часть дороги (например).

Рубрика «Нам хорошо вместе»

Дети-дикторы рассказывают, что дети делали друг для друга.

Ваня читал Марку сказку.

Рома загадывал желание для Риты.

Рубрика «Мы любим трудиться»

Дети-дикторы рассказывают о трудовых поручениях.

Рита и Рома красиво сервировали стол к обеду.

Артем помогал поливать цветы.

Телемост

В работе телестудии продумана обратная связь - диалог с группой через телемост.

Видя свое изображение на экране, дети с охотой поясняют, что они делали, чем за-нимались. Диктор спрашивает:

-Рита, что ты делала?

-Готовила для Марка обед.

Итог

Для детей с речевыми нарушениями коммуникативная деятельность является важ-нейшим фактором психического развития. Для полноценного развития коммуникативных умений у детей необходимы неограниченные возможности их общения друг с другом, создание речевой среды, стимулирующей речевую активность, а также правильная, целе-направленная организация разных видов деятельности, которую осуществляют педагоги ДОУ.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 22:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О развитии эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД