Юлия Подгорная
О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира
Познавательный интерес характеризуется как положительно эмоционально окрашенное отношение личности к познанию окружающей действительности, проявляющееся в направленности на активное усвоение субъективно значимых объектов учебно-познавательной деятельности.
Публикация «О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира» размещена в разделах
Интерес к познанию, т. е. познавательный интерес, являющийся основой познавательной деятельности, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемые получают образование. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в ней, общению с соучастниками познания [5, 10].
Познавательный интерес – важнейшее свойство личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения.
В реальном учебном процессе познавательный интерес представляет собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи в отношении школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, или ряда учебных предметов.
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Для успешной учебы ребенку нужно иметь развитые познавательные интересы и достаточно широкий умственный кругозор. Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточного внимания. Для преодоления интеллектуальной пассивности требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.
Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и достаточно абстрактных. Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младших школьников, как целостное восприятие мира. Для ребенка этого возраста окружающий мир представлен не отдельными сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями– звуками, формами, красками и др.
Что же даёт ребёнку познание окружающего мира? Во-первых, познание даёт растущему человеку возможность изучить на копленную в обществе информацию, отобрать из неё самое важное, выработать на её основе систему жизненных ориентиров. Во-вторых, именно на основе познания окружающего мира и отношения к нему формируется мировоззрение, миропонимание, мироощущение, способность к саморегуляции, которая выражается в возможности оценивать своё взаимодействие с окружающей действительностью, чему способствует познавательный интерес.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения знаний, умений, навыков. Дети в этом возрасте любознательны, эмоциональны, любят играть и фантазировать, имеют свои взгляды и убеждения, которые нередко не совпадают с мнением взрослых. Однако далеко не всегда врождённое детское любопытство перерастает в любознательность, и уж тем более приобретает характер познавательной потребности, обеспечивая ребёнку любовь к знаниям [6]. Тенденция последних лет заставляет пересмотреть образовательные технологии, так как у многих учащихся начальных классов наблюдается не только отсутствие желания учиться, но и негативное отношение к школе. Причины этого нередко кроются в том, что учителю сложно увлечь учебным материалом современных школьников, внимание которых поглощено различного рода электронными техническими средствами и компьютерными играми. Пропадает интерес к обучению и из-за однообразия форм организации учебного процесса. В современный период опытом работы учителей и педагогической наукой накоплен большой арсенал методов, форм, средств, направленных на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательный интерес и познавательную деятельность учащихся. Для ознакомления с окружающим миром младших школьников широко используются игровые технологии, которые включают обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. При этом игры должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поиска ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая игры с материалом учебной программы по окружающему миру, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению интереса. Познавательные игры требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определённых условиях, вызывают максимум активности. Развивают внимание, мышление, зрительную память [4]. В практике начальной школы довольно популярны настольные игры: кроссворды, ребусы, чайнворды, дидактические игры природоведческого содержания; сюжетно- ролевые, деловые и подвижные игры. Важную роль в развитии познавательного интереса младших школьников играют интеллектуальные игры, которые по своему механизму требуют от обучающихся активной познавательной деятельности. К этой группе игр относятся так называемые
«задачи на сообразительность»: загадки, головоломки, шарады, вызывающие у учащихся большой интерес, так как они заключают в себя проблему, которую надо решить. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. Природа, окружающая человека, даёт огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, отдельных природных явлениях. Учителю важно продумать, на каком этапе урока лучше всего применять загадки. Использование игровых технологий безусловно способствует развитию у младших школьников фантазии, сообразительности, мышления, познавательного интереса и активизирует познавательную деятельность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования нацеливает на решение проблемы качественного усвоения учащимися учебного материала через овладение универсальными учебными действиями (УУД, то есть, способностями к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Одной из целевых установок системы начального образования является развитие у учащихся умения учиться. Оно выступает как первый шаг к развитию познавательных интересов, инициативы, любознательности, мотивов познания и творчества и способности в организации своей деятельности [9]. Современный человек вынужден каждый день проявлять поисковую активность. Имеющегося запаса знаний и способов действий, как правило, уже не хватает. Ценным становится не само знание, а владение способами его получения и умение использовать его. Поэтому система образования заинтересована в развитии УУД, а также в учителе, который будет не просто транслятором учебного материала, а исследователем, способным организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Для этого педагог должен стать носителем исследовательской культуры, овладеть исследовательскими методами и умением организовывать исследовательскую деятельность обучающихся, которая является мощным стимулом развития познавательного интереса. Компетенции, формируемые у младшего школьника в процессе исследовательской деятельности, позволяют не только сформировать прочные знания об окружающем мире, но и заложить основу исследовательской позиции по отношению к миру, степень развития которой будет зависеть от уровня развития познавательной самостоятельности и познавательного интереса [3, 7, 8].
Организовывать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников учитель может на уроках, во внеурочной и внеклассной работе, в помещении школы и за пределами её стен. Но, по мнению многих педагогов, если содержание образования направлено на формирование знаний у учащихся об окружающем мире и отношения к нему, то и сам процесс образования должен определяться окружающей средой. Природа не может оставить человека равнодушным, встречи с ней всегда эмоциональны, так как будят врождённые интуитивные представления о мире, поэтому в детском возрасте важен непосредственный контакт с природой, и чем более продолжительным и частым он будет, тем успешнее будет развиваться познавательный интерес и богаче становиться духовный мир ребёнка. К сожалению, именно такого прямого контакта с природой лишены многие городские дети. Несмотря на то, что в вариативных образовательных программах по предмету «Окружающий мир» предусмотрены обязательные экскурсии в природу, исследования показывают, что большинство учителей начальных классов их не проводят по разным причинам. Отчасти потому, что у них не хватает времени на это, а часто потому, что недостаточно опыта и знаний. Поэтому преподавание окружающего мира оторвано от действительности. В настоящее время ФГОС НОО предусмотрены часы на внеурочную образовательную деятельность, которые и могут использоваться учителями для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Приобщать младших школьников к исследовательской деятельности надо начинать с первого класса. В этом возрасте они уже по своей природе являются исследователями, проявляют любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. При изучении окружающего мира в начальных классах учебное исследование может проводиться в разных формах работы: наблюдения в природе, экскурсий, выполнения учебно-исследовательских проектов, работе на пришкольном учебно-опытном участке и др.
Исследование включает пять основных этапов [3, 7].
Первый этап – постановка проблемы. Этот этап стимулирует интерес и любопытство учеников. Этого можно добиться, если задавать учащимся вопросы, на которые нет готового ответа, чтобы ответить на них, надо провести наблюдение или эксперимент. Но сначала надо ознакомиться с предметом исследования, поэтому проблемным вопросам должны предшествовать ознакомительные, чтобы привлечь внимание учащихся. Вопросы должны быть чётко сформулированы, чтобы учащиеся поняли не только то, что они должны узнать, но и как им самостоятельно найти ответ.
Второй этап – формулировка рабочей гипотезы, предположения для того, чтобы впоследствии сравнить её с полученными результатами. Эксперимент целесообразен только если есть рабочая гипотеза.
Третий этап – собственно исследование. На этом этапе предстоит ответить на вопросы: Что необходимо для проведения эксперимента? За какими признаками надо наблюдать? Какие данные надо фиксировать?
Четвёртый этап – анализ и оценка результатов. Была ли выдвинутая гипотеза правильной? Нужны ли дополнительные исследования? Как интерпретировать результаты?
Пятый этап – выводы, оформление результатов исследования и представление работы к защите.
Тема исследования должна быть интересна младшему школьнику, выполнима и соответствовать его возрастным психолого-педагогическим особенностям.
При организации учебного исследования следует учитывать, что младшим школьникам бывает трудно самостоятельно найти материал по теме, в этом случае нужно обратиться за помощью к родителям. Итогом исследовательской работы может быть доклад, отчёт о проделанной работе, коллекция природных объектов с их описанием, макет, фотоальбом и др.
Важным этапом исследовательской работы является оформление её результатов и представление к защите. В ходе выступления учащиеся учатся излагать результаты исследования, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Таким образом, у учителя начальных классов имеется в арсенале множество способов развития интереса младших школьников к познанию окружающего мира. Предпочтение следует отдавать тем из них, которые направлены на овладение научными методами и способами познания окружающего мира. Именно они дают возможность учащимся не только углублять и расширять знания о многообразии окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи в нём, но и самостоятельно проводить систематические исследования в природе и социуме, ставить опыты и эксперименты. Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности. Непосредственное общение с природой, овладение исследовательскими умениями и навыками являются предпосылками побуждения этических и интеллектуальных чувств, формирования у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру и тем самым помогают учащимся чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях и повышают их адаптивные возможности.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.
2. Ляхова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. // Начальная школа. – 2009. – №7. – С. 68–71.
3. Мифтакова Л. Н. Игры и игровые задачи на уроках природоведения. // Начальная школа. – 2005. – №9. – С. 15–20.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. – М. : Академия, – 2000. – 56 с.
5. Мякишева Н. М. особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность. // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 18–24.
6. Подоляк Д. О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру. // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 57-61.
7. Семенова Л. В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младших школьников. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №1. – С. 68-71.
8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1997. – 173 с.
9. Шаповалов В. В. О познавательном интересе и приёмах его активизации. // Начальная школа. – 2009. – №7. – С. 26-29