Титова Наталья Анатольевна
О предварительных результатах основного этапа опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В связи со стандартизацией дошкольного образования направленного в первую очередь на повышение качества дошкольного образования, как первой ступеньки единой образовательной системы в нашем учреждении ведётся инновационная деятельность, направленная на развитие социализации дошкольников. Рассматривая социализацию как готовность дошкольника включаться в различные виды деятельности, ряд авторов (А. В. Мудрик, Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, Э. Франкл, И. С. Конон, Э. Фромм, и др)., дают основание рассматривать её как деятельностное, заинтересованное отношение человека к окружающему миру, проявляя высокий уровень самостоятельности и ответственности, необходимый для достижения конечной цели, определяемой как общественная ценность. Развитие социализации детей занимает одно из приоритетных мест в современной системе образования.
Публикация «О предварительных результатах основного этапа опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
На основании приказа управления образования от 12.09.2014г. № 337 – осн. р о создании опытно - экспериментальных площадок в образовательных учреждениях, с сентября 2014 года на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 16 «Тополёк» создана опытно - экспериментальная площадка.
Слайд 1. Тема: Организация продуктивной деятельности как средства развития социализации детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данная тема выбрана нами не случайно, в первую очередь это требования стандарта, и приоритетное направление деятельности детского сада, наличие в учреждении кружковой деятельности по художественно – эстетическому развитию детей. Во –вторых, мы опирались на уже имеющийся ППО наших педагогов по схожей теме. (развитие и проявление творческих способностей через разные виды деятельности.) На основе уже имеющегося опыта наших педагогов мы постарались разобраться в том, какие технологии, формы и методы будим применять для организации опытно – экспериментальной деятельности и развития социализации дошкольников в организованной продуктивной деятельности.
В первый год работы опытно – экспериментальной площадки в 2014 - 2015 учебном году – уделили внимание обучению воспитателей. На подготовительном этапе нам было важно разобраться в практической – основной части работы в режиме инноваций.
Поэтому (СЛАЙД 2.) Приказом заведующего от 13.09.2014г. был утверждён состав участников опытно – экспериментальной деятельности и определены функциональные обязанности членов педагогического коллектива, участников опытно – экспериментальной группы:
Организационная функция – заведующий МБДОУ ДС № 16 «Тополёк» Г. К. Матусевич
Методически - сопроводительная функция – старший воспитатель Н. А. Титова.
Практическая и диагностическая функции – воспитатели.
Слайд 3. (Педагоги по группам) В первый год работы опытно – экспериментальной площадки были вовлечены воспитатели Бувалина Е. В., Хабарова А. Ф., Люстик Е. В., Тарасова О. А., Терехова Е. В., Пустынцева Е. В.
В текущем учебном году данную работу подхватили и продолжают все педагоги:
Воспитатели подготовительной группы: Люстик Е. В., Тарасова О. А.,
Воспитатели старшей группы: Терехова Е. В., Пустынцева Е. В. ,
Воспитатели средней группы: Кайдалова О. В. и Миронова Л. Р.
Включаются в творческий процесс и воспитатели работающие на группе раннего и младшего возраста: Хабарова А. Ф., Асташова О. А., Бувалина Е. В. и Митрофанова Е. С.
СЛАЙД 4. 1. На первом заседании опытно – экспериментальной группы разработали положение, которое регламентирует деятельность опытно – экспериментальной площадки на всех этапах работы, положение является приложением № 1, дополняет и разъясняет приказ от 13.09.2014 г. № 3
2. На втором заседании составили план работы всего периода эксперимента с сентября 2014г. по май 2017г. и подробный поэтапный план работы на подготовительном этапе работы.
СЛАЙД 5. 3. На третьем заседании определили актуальность : социально активный дошкольник это успешный школьник.
Выявили проблему: недостаточно развиты социально – коммуникативные качества дошкольников. Которые проявляются в неумении договариваться со сверстниками, добиваясь позитивного взаимодействия, общего результата.
Определили Цель исследования : – научное обоснование и практическая разработка содержания, форм и методов, способствующих социализации детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности и проверка их эффективности в ходе эксперимента.
Мы считаем что, объект исследования – это социализация детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 7. Предметом исследования являются те педагогические условия, которые ежедневно создают воспитатели при организации продуктивных видов деятельности в мини – центрах художественно – творческой активности, книжном уголке (где ребята могут рассмотреть книжные иллюстрации и специальные тематические альбомы, постоянное обновление и пополнение изостудии «Петушок» и мини – центров необходимым оборудованием, находящегося в доступном для детей месте.
Самостоятельная продуктивная деятельность лепка, рисование, конструирование, ручной и прикладной труд, а так же организованная образовательная деятельность и работа в кружках по интересам способствующая самостоятельной социализации дошкольников, будет недостаточно успешна без оснащения уголков. Поэтому в этом году воспитатели продолжают пополнять мини – центры художественно – творческой деятельности.
СЛАЙД 8. Внутреннее обучение педагогов (педсоветы, консультации, семинары, практикумы, мастер – класс, творческие мастерские, методические объединения) и внешнее (РМО, вебинары, курсовую подготовку и переподготовку, способствует повышению их образовательного уровня и компетентности, что является важным условием реализации ФГОС ДО.
Формулируя гипотезу исследования мы предположили что, благодаря созданным педагогическим условиям, использованию инновационных методов и технологий в работе с дошкольниками в процессе организованных видов продуктивной деятельности, уровень социализации детей значительно повыситься (сознательно не говорим о 100 %, так как дети все разные, они индивидуальны, а детский сад это не конвейер, выпускники не одинаковые ровные и гладкие тарелочки, это дети со своим внутренним миром, багажом проблем, индивидуальной культурой семейного воспитания, а значит и уровень социального развития у всех будет разный.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой сформулированы задачи исследования, педагогам детского сада было необходимо:
1. Определить особенности процесса социализации детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности по возрастам, выявить ее социально - воспитательные возможности, в ходе интеграции образовательной области в разнообразных видах деятельности (рассматривание книжных иллюстраций и репродукций картин, бесед, наблюдения, кружковой организованной образовательной деятельности, а так же работы в мини – центрах).
2. Подобрать соответствующие группе диагностические методики развития социальных качеств дошкольников в процессе организации продуктивных видов деятельности (декорирования, бумагопластики, коллажирования, детского дизайна, использование нетрадиционных средств рисования, лепки, аппликации, конструирования из разнообразного материала, определить критерии оценки уровня развития социальных качеств детей, в процессе продуктивных видов деятельности. (Микляевой)
3. Определить и обосновать педагогические условия формирования социальных качеств детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности, через внесение изменений и дополнений в комплексно – тематическое и ежедневное планирование, программы кружков продуктивных видов деятельности,
Основные этапы исследования :
1. Подготовительно - теоретический.
2. Практический.
3. Заключительный.
Сроки эксперимента: 2014-2017 гг.
Ожидаемые результаты эксперимента. Мы предполагаем, что:
1. К выпуску детей из детского сада в 2017 году уровень социального развития детей увеличится на 25% - 30% (по сравнению с началом эксперимента)
2. Будет создано электронное портфолио публикаций педагогов по теме эксперимента к маю 2017 года на сайте детского сада, страничках групп и в личных блогах воспитателей.
3. Планируем публикацию методических рекомендаций для воспитателей и родителей: «Виды продуктивной деятельности и их влияние на социальное развитие дошкольника», «Диагностические методики для определения уровня социального развития дошкольников», «Роль семьи в развитии социальной уверенности в процессе продуктивной деятельности».
4. Обобщение передового педагогического опыта по теме эксперимента ( воспитателей: Бувалиной Е. В., Люстик Е. В., Пустынцевой Е. В. и др.).
На подготовительном этапе работы опытно - экспериментальной площадки были проведены обучающие мероприятия:
1. Проведен педсовет: «Развитие способностей дошкольников в разных видах деятельности» (организованная, самостоятельная, проектная)
2. Проведено родительское собрание: «Роль семьи в развитии творческой активности дошкольников», на котором воспитатель Бувалина Е. В. провела мастер – класс для родителей по изготовлению подарочных цветов с конфетой, Терехова Е. В. рассказала родителям о технике выполнения работ представленных на выставке, родительница Никитина Л. Ф. показала мастер – класс по изготовлению цветов из фольги.
3. В январе 2015г. инициативной группой педагогов было проведено методическое объединение: «Развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности», где свой опыт работы с детьми представили педагоги : Бувалина Е. В., Кайдалова О. В., Люстик Е. В., Терехова Е. В., Пожидаева Л. Ф.
В 2014 – 2015 и 2015 -2016 учебном году были проведены консультации:
4.1. Инновационные подходы к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию ООП в свете требований ФГОС ДО.
4.2. Интерактивный музей как современная технология социализации дошкольников.
4.3. Использование книжной графики как важная часть работы по художественно – эстетическому развитию и социализации детей.
4. Воспитатели просмотрели ряд вебинаров издательства «Просвещение», «Обруч», «Сфера» от 27.11.2015г. «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в образовательном комплексе. Пути реализации ФГОС ДО», где узнали об авторских технологиях (организация «Клубного часа», как эффективном средстве социализации дошкольников ит. д.)
Слайд 9. На первом и втором этапе работы получены продукты опытно - экспериментальной деятельности :
1. Банк данных нормативных документов по теме эксперимента.
2. Разработано положение об опытно – экспериментальной деятельности.
3. Организована выставка периодических изданий: «Создание условий для организации продуктивных видов деятельности, направленных на социальное развитие дошкольников»
4. Проведена внутренняя экспертиза программ в творческой группе воспитателей:
«Фантазия» Е. В. Бувалина (на муниципальном уровне) (Слайд 10.)
«Театр - мы Затейники» Е. В. Тереховой (дополнена блоком по изготовлению кукол для театра совместно с родителями)
«Необыкновенные превращения» Люстик Е. В. Тарасова О. А. (содержание дополнено темами, ориентированными на социально – коммуникативное развитие детей, в задачах прописаны ориентиры социального развития).
На Всероссийском конкурсе «Современный детский сад – 2015г.», в номинации «Лучший руководитель воспитательного процесса» получена экспертная оценка программы кружка «Волшебная кисточка» (Слайд 11)
2. В течение 2014 - 2015 и 2015 - 2016 учебного года педагоги создавали педагогические условия – совершенствовали и преобразовывали развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в том числе в мини – центрах художественно – творческой деятельности и книжных уголках.
3. Рассмотрели и приняли педагогические условия по созданию возможностей социального развития детей в самостоятельной продуктивной деятельности. Приложение № 3
4. Разработали памятку – перечень оборудования мини – центров продуктивной деятельности.
5. Для организации и проведения входящей и итоговой диагностики развития социализации детей разработали: «Критерии оценивания уровней развития социализации детей» (по Н. В. Микляевой) Приложение № 4.
На втором этапе работы :
6. Проведена вводная диагностика социального развития дошкольников с использованием уровней предложенных Н. В. Микляевой.
7. Педагоги продолжают создавать условия для организации продуктивных видов деятельности, с этой целью были разработаны положения о смотре – конкурсе «Лучшее нетрадиционное оборудование организации продуктивных видов деятельности», «Лучшая организация кружковой работы». Важными критериями конкурсов является:
* участие в конкурсах детского творчества различного уровня.
* привлечение родителей в создание необычных атрибутов для уголка продуктивной деятельности.
Так появился:
* «Театр весёлых карандашей» (показ способа изготовления подобных карандашей).
* «Волшебный карандаш», (объяснение из чего сделан, для чего нужен)
* «Волшебная кисточка», (объяснение из чего сделана, для чего нужна). (Дети часто забывают способ действия кистью в разных случаях, способах изображения – «волшебная кисть» напоминает)
Дидактические игры:
* «Театр весёлых карандашей», цель: учить детей правильно называть основные цвета, получать нужные оттенки, правильно называть какие цвета надо взять для получения нужного оттенка для творческой работы, придумывать добрые сказки о холодных и тёплых цветах.
* «Составь композицию», цель: учить детей самостоятельно составлять композицию, используя предложенные фигурки людей животных предметы, деревья.
* «Выбери самое нужное», цель: учить детей дополнять уже составленную композицию, после реплики воспитателя «а тебе не хочется чем - то дополнить твой рисунок, поделку»
* «Я художник», цель: учить детей планировать свою деятельность, проговаривая, что необходимо сделать, какое оборудование надо приготовить, какую бумагу взять, какой формы, или молча самостоятельно подготовиться. Отвечая на вопросы воспитателя, или самостоятельно рассказать о последовательности действий над рисунком, поделкой.
* «Выбери нужную форму», задача ребё нка: из предложенных форм дети выбирают наиболее удачную для данной темы, мотивируя свой выбор.
* «Что забыл нарисовать художник», задача ребё нка: рассмотрев иллюстрации, рисунки рассказывают как бы они дорисовали картину.
Таким образом, в результате проведённой работы в течение первого и второго этапа опытно – экспериментальной деятельности можно сделать вывод о повышении социальной активности педагогов, а их готовности работы в режиме эксперимента о создании условий практической части эксперимента, о готовности программ кружковой продуктивной деятельности :
1. Проводится продуктивная деятельность с дошкольниками в группах, в мини – центрах по комплексно – тематическому планированию в соответствии с основной образовательной программой детского сада.
2. Воспитатели с детьми активно участвуют в конкурсах и занимают призовые места.
3. Результаты вовлеченности детей в продуктивную деятельность вы можете видеть на сайте детского сада, страницах групп, сегодня на выставке (показ папки достижений педагогов).
О результативности организации продуктивной деятельности направленной на социализацию дошкольников через участие педагогов в опытно – экспериментальной деятельности говорить ещё рано, так как эксперимент ещё не завершён, но первые небольшие шаги в данном направлении мы уже делаем и хотели сегодня об этом рассказать (Показ папки с детскими дипломами).
1. Динамика развития социализации дошкольников будет представлена нами осенью 2017 года на заключительном этапе опытно – экспериментальной деятельности.
А сегодня о результатах работы, о формах организованной образовательной деятельности, о личном примере взрослого, об использовании игровых ситуаций, бесед, наблюдений, игре (сюжетно – ролевой, коммуникативной, словесной и др., о использовании наглядного метода, чтения и обсуждения произведений художественной литературы и проектной деятельности расскажет
Елена Викторовна Бувалина (показ фильма о деятельности с детьми)
Спасибо Елена Викторовна!