Валя Лыкова
«Поможем птицам в зимнюю стужу». ОД по ознакомлению с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы»
Тема: «Поможем птицам в зимнюю стужу»
Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой Забайкальского края, об их повадках, питании;
Задачи:
- Учить детей узнавать и называть зимующих птиц родного края (воробей, синица, сорока, снегирь, голубь, знакомить с особенностями питания птиц зимой, любимых лакомствах.
- Знакомить со схематическим изображением частей тела птиц.
Публикация «„Поможем птицам в зимнюю стужу“, ОД по ознакомлению с миром природы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
- Развивать зрительное восприятие, внимание, умение сравнивать птиц по внешнему виду, находить общее в строении, выделять отличительные признаки (окрас, величину).
- Развивать сообразительность в процессе отгадывания загадок; мелкую моторику, двигательные навыки.
- Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «речевое развитие». «социально - коммуникативное развитие», «физическое развитие»
Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; кормушка; картинки изображением воробья, снегиря, синицы, сороки, голубя; тарелочки с комом для птиц (семена подсолнуха, хлебные кошки, зерно, купа, семена цветов, кусочки сала.
Предварительная работа:
- Рассматривание картинок «зимующие птицы», «у кормушки», наблюдение за птицами во время прогулок, просмотр видеороликов.
- НПИ «Собери птичку» (воробья, снегиря, синичку, отгадывание загадок о птицах.
ХОД
Вводная часть.
- Организационно-сюрпризный момент.
Привлечь внимание детей звоном колокольчика.
«Колокольчик звенит,
он детей собрать спешит.
Что бы что-то рассказать,
а быть может и узнать»
Все собрались? Успокоились? А колокольчик всё звенит, и куда-то спешит? (отвести колокольчик к ширме. Смотрите успокоился, что-там, хотите узнать?
- Ребята, посмотрите, что я нашла? Что это?
- Правильно – это кормушка. А для чего она нужна?
- Ребята, а какое сейчас время год?
Основная часть
уп-е «Отгадай загадку»
- А разве не все птицы улетели на зиму в теплые края?
- Мы живем с вами в Забайкальском крае, г. Нерчинск.
- Где мы живём? Как называется наш край? Наш город?
- Назовите, кто знает, какие птицы остались зимовать в нашем крае? (воробей, сорока, ворона, синица, свиристель, снегирь, дятел)
- Может быть, вам загадки помогут вспомнить? Отгадаем и увидим птичку.
По мере называния птиц или отгадывания загадки – выставляю картинки на доске.
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногудый, чернокрылый,
любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
Уп-е «Сравни птиц, найди сходства» (Работа со схемами)
Уп-е «Что, для чего?»
- Ребята, как называют птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать?
- Посмотрите внимательно на птиц и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями). По мере называния частей тела птиц, выставляю на доске схематические изображения.
(если затрудняются, показываю схему, предлагаю детям назвать, что это может означать)
- Зачем птицам крылья? (летать)
- Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
- Зачем птицам клюв? (есть, пить)
- Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
- Правильно, воробей и синица, снегирь поменьше, а голубь и сорока побольше.
И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая.
И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
- Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.
- Давайте отдохнем и поиграем с синичкой. (выставляю картинку синички
Физкультминутка «Шустрые синички». С муз сопровождением
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
- Проблемная ситуация
- ДИ «Кто чем питается»
- Поиграла с нами синичка и полетела к кормушке. Посидела, посмотрела и улетела.
- как вы думаете, почему она не осталась в кормушке и никто из птиц к кормушке не летит?
- А вы знаете чем питались птички летом и осеенью?
Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом.
Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
- Ребята, хотите узнать какие любимые лакомства у птиц зимой?
- На тарелочках есть угощения для птиц.
- Первый к нам спешит …. Воробей
(размещаю картинки возле кормушки)
- Воробьи любят зерно, хлебные крошки, пшено, овес, семена подсолнечника. Они не привередливы.
- Синица – арбузные семечки и сало.
- Снегирь очень любят семечки из ягоды рябины, шкурку ягоды разрывают, а семечки съедают. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клюву. Любят снегири и семечки (семена подсолнечника)
- Дятел любит орешки, ягоды черёмухи.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Насыпьте ком птицам в кормушку. (Дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку)
Заключительная часть
- Подведение итога
- Рефлексия
(Добавить картинки птиц возле кормушки)
«Колокольчик звенит, всех птиц собрать спешит»
- Посмотрите ребята, сколько птиц собралось у кормушке.
- Почему они прилетели? (в кормушке есть корм)
- Откуда ком в кормушке?
- Теперь вы знаете, что любят птички?
- А где ещё нужно покормить птиц?
- Вам понравилось кормить птиц?
У нас есть ещё кормушки. Нужно положить корм в кормушки и вынести на улицу.