Султанова Вафа Дилавер кызы
Консультация для родителей «О чем поговорить с малышом в раннем возрасте?»
▼ Скачать
О чем поговорить с малышом?
От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Основные достижения
В этот период доминанта дальнейшего развития переходит к речи: активная речь во втором полугодии второго года становится одной из главных задач. А общение со взрослыми приводит к еще большему уникальному феномену в речевой практике малыша - у него появляется так называемая автономная детская речь. Это важное достижение ребенка в возрастной период от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.
Публикация «Консультация для родителей „О чем поговорить с малышом в раннем возрасте?“» размещена в разделах
Особенность автономной речи в том, что дитя делает попытки заменить лепетные слова общеупотребительными. И это у него получается не сразу, с известной долей индивидуального «творческого» самовыражения, например, «Пика клу-клу!» (Птичка клюет); «Кука пеот петю» (Кукла поет песенку); «Бака писа» (Собака пришла) и т. п.
Ребенок пытается говорить на «своем» языке, отличном от общепринятого взрослого и упрощенном лепетными словами («собачка» - «авав»; «уточка» -«гага»; «машинка» - «биби» и т. п.).
За счет появления новых выражений значительно увеличивается словарь произносимых слов - активная речь. В этот период начинается формирование фразовой речи.
Занятия с ребенком
• наблюдения в окружающем пространстве;
• инсценирование с помощью игрушек;
• рассматривание картинок;
• чтение фольклора и художественной литературы для маленьких.
Задачи
• давать правильный образец речи, побуждающий ребенка к повторению и подражанию;
• постепенно вытеснять из активного словаря лепетные (облегченные)слова, заменяя их общеупотребительными;
• внимательно относиться к автономной речи малыша, формируя звукопроизношение отдельных слов на основе речевого подражания;
• побуждать к произнесению простых фраз (предложений) из двух-трех слов;
• создавать в повседневной жизни малыша ситуации, вызывающие необходимость в речевом контакте с взрослым;
• включать речевое общение с ребенком в активную практику освоения им окружающего мира;
• использовать речь как средство воспитания личности ребенка: не только с позиции «можно» или «нельзя», но и с точки зрения оценки самого поступка - «хорошо» или «плохо»;
• эмоционально-положительно относиться к речевой практике ребенка, показывая, что его умения доставляют вам радость;
• строить речевые занятия эмоционально на игровых методах и приемах.
От 1 года 9 месяцев до 2 лет.
Достижения
К 1 году 9 месяцам ребенок овладевает фразовой речью, если взрослые уделяли достаточное внимание этой стороне его развития.
О чем поговорить с малышом?
О близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) и их участии в жизни ребенка. Примерно: «Мама кормит Васю»; «Папа читает Васе книжку»; «Сестренка играете Васей»; «Бабушка вяжет Васе носочки»; «Дедушка гуляете Васей» и т. д.
О самом себе:
• о своем имени («Кто у нас Вася?», «Ты кто, как тебя зовут?», «Да, ты - Вася!»;
• о внешнем виде («Где у Васи ручки?», «Где глазки?», «Где носик?» и т. п.);
• о действиях в окружающем мире («Что Васенька делает?», «Купается, одевается, ест, играет, танцует» и т. п.);
• о самочувствии («Вася хочет есть», «Вася устал, хочет спать» и т. п.);
• о желаниях («Пойдем в парк», «Хочу кататься на лошадке», «Дай конфетку» и т. п.).
О пище (молоко, хлеб, яблоко, морковка и т. п.).
О блюдах (суп, каша, кисель и т. п.).
Об игрушках (кукла, мишка, зайка, машина, мяч, пирамидка, матрешка, кубики, барабанчик, каталка-погремушка и т. п.).
О предметах быта (стол, стул, кровать, чашка, ложка, одеяло, подушка и т. п.).
О личных вещах (полотенце, рубашка, штанишки, платье, туфли, ботинки, платок, шапка и т. п.).
О домашних животных, живущих рядом (собака, кошка, рыбка, попугай и т. п.); птицах (воробей, ворона, голубь и т. п.).
О растениях дома (цветы в горшках, цветы в вазе, посадки в ящиках и т. п.) и вблизи дома (трава, цветы, деревья и т. п.).
О погодных явлениях на эмоциональном, чувственном уровне (солнце - тепло; дождь - мокро, сыро; ветер - холодно и т. п.).
О некоторых конкретных ситуациях общественной жизни (например, «тетя-продавщица», «дядя-шофер», «дядя-доктор» и т. п.).
Основные задачи речевого развития малыша, которые стоят перед родителями в последний триместр второго года
• Расширять знания о социальном и природном окружающем мире.
• Продолжать воспитывать добрые чувства ко всему живому при ознакомлении с окружающим.
• Переводить сенсорную информацию в речевой план, давая образец хода мысли. Например: «Светит солнце - жарко, надеваем панаму».
• Побуждать ребенка к диалогу со взрослым, используя все доступные для него речевые и неречевые средства коммуникации (возгласы, вокализации, лепетные слова, автономную речь и др.).
• Продолжать расширять активный словарь, вводя общеупотребительную лексику, вытесняя облегченные (лепетные) слова. Формировать разговорную речь.
• Внимательно относиться к автономной речи малыша, давая деликатно образец правильного звучания сказанных им слов или фраз.
• Обращать внимание ребенка на смысловое содержание песенок, потешек, побасенок, широко используя малые фольклорные жанры для развития его речи и мышления.
• Знакомить ребенка с художественной литературой, в которой отражены явления природы (А. Барто «Снег», «Села птичка на окошко»; 3. Александрова «Дождик»; О. Высотская «Грибок» и другие знакомые малышу игровые и бытовые ситуации (А. Барто «Я люблю свою лошадку», «Самолет», «Бычок» и др.).
Речевые возможности человека безграничны, совершенствование и развитие речи продолжается на протяжении всей жизни. Но первые три года бесценны, их можно сравнить с фундаментом башни, который держит всю конструкцию, уходящую ввысь.
(Л. Павлова)