МААМ-картинки

О чем говорит детский рисунок?

Оксана Быкова
О чем говорит детский рисунок?
▼ Скачать + Заказать документы

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Публикация «О чем говорит детский рисунок?» размещена в разделах

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги» : существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка, одежда (хотя бы в схематическом виде, а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

СТРУКТУРА РИСУНКА

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия : «светлый»«темный», «яркий»«тусклый», «спокойный»«тревожный», «агрессивный»«доброжелательный», «богатый»«бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».

Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.

Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».

На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

МАНЕРА ПИСЬМА

Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.

Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.

Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.

Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.

Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.

Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

ПАЛИТРА – ЗЕРКАЛО ДУШИ

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;

зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;

красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция;

коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;

серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Публикации по теме:

Детский среднесрочный исследовательско-творческий проект «Можно ли нарисовать рисунок без красок и кисти?» Детский среднесрочный исследовательско - творческий проект по теме: «Можно ли нарисовать рисунок без красок и кисти?» Участники проекта:.

Дидактическая игра «Чем питаются животные» по закреплению знаний о том, чем питаются разные домашние и дикие животныеДидактическая игра «Чем питаются животные» по закреплению знаний о том, чем питаются разные домашние и дикие животные Зайка завтракал на грядке, Как же овощи здесь сладки! Уплетал зайчишка ловко И капустку, и морковку. (Людмила Громова) Ежик по лесу гулял,.

Консультация для родителей «Что должны знать родители, прежде чем отдать ребенка в детский сад» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Звездочка» Консультация для родителей:.

Консультация для родителей «Если ребенок не говорит» г. Братск МБДОУ «ДСКВ № 45» Подготовил учитель-логопед Чурпий Ольга Алексеевна Неговорящие дети представляют разнообразную в педагогическом.

О чем говорит любимый цвет ребенка Вы обращали внимание на цвет, которым ваши малыши больше всего любят рисовать? Либо какая них любимая одежда? Дети часто привязываются к.

Почему не говорит ребёнок Почему не говорит ребёнок Разнообразны нарушения речи, так как строение речи и речевая деятельность сложные и многоуровневые. Речевые нарушения.

Консультация «Как появляется и развивается детский рисунок» КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ ДЕТСКИЙ РИСУНОК 15 месяцев. Ребенок может держать карандаш и оставлять следы на бумаге, он совершает «открытие»,.

Ребенок не говорит! Если ваш ребенок не говорит. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Как формируется речь. Известно, полноценное и своевременное овладение.

SOS! Если ребенок не говорит! SOS – ТРЕБУЕТСЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ Почему иногда дети поздно начинают говорить? Задержка речи зависит от многих факторов, и некоторые.

Если ребёнок плохо говорит В последние годы педиатры, неврологи и логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Все меньше и меньше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О чем говорит детский рисунок?
Опубликовано: 22 января 2019 в 12:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О чем говорит детский рисунок?» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Быкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД