Жанна Храмова
Ребенок не говорит!
▼ Скачать + Заказать документы
Если ваш ребенок не говорит.
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
Как формируется речь.
Известно, полноценное и своевременное овладение речью является самым важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи в целом охватывает несколько возрастных этапов.
Особенно важным и продуктивным в этом плане является период младшего и раннего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет.
Публикация «Ребенок не говорит!» размещена в разделах
В течении этого небольшого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам словарь ребенка состоит примерно из 800-1000 слов, при этом он практически не использует облегченных вариантов слов и звукоподражаний. Он умеет составлять основные виды предложений с соблюдением грамматического оформления и норм. Ребенок четырех лет может рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию, пересказать содержание простой сказки.
Динамика формирования речи в онтогенезе.
Известно, что речевое развитие девочек и мальчиков отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них словарь слов обозначающих предметы растет быстро. Фразовую речь девочки осваивают сравнительно поздно, зато говорить стараются «как взрослые» правильно.
Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них в первую очередь формируется словарь названий действий, грамматический строй формируется достаточно рано, но при этом часто мальчики говорят «на своем языке».
Одна и та же ситуация оречевляется девочками и мальчиками по-разному. К примеру, ребенок хочет мячик. Мальчик скорей всего будет громко кричать «Дай», а девочка будет тихо канючить: «Мячик!». Для родителей небольшая разница, для специалиста же разница значимая.
Подождите бить тревогу! Может ваш ребенок всего лишь исключение из правил, подтверждающее это правило! Признаки благополучного развития речи ребенка.
Соответствует физическое развитие ребенка возрасту.
Нет ни каких неврологических заболеваний у ребенка.
Активно общается с родными, знакомыми, и не стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
Все что слышит ребенок, охотно повторяет за вами.
С помощью речи ребенок активно решает свои проблемы.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается самостоятельно исправить свои ошибки.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.
Развитие ребенка с задержкой.
Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком.
Присутствие у ребенка неврологических заболеваний.
Неохотно ребенок повторяет за вами предложения и слова, которые слышит от вас и окружающих его людей.
Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», стиснув зубы, он молчит, или уходит, как будто Вас и не слышал.
Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, при этом не обращаясь за помощью к вам(«самостоятельный» ребенок).
Ребенок одинаково общается активно с незнакомыми и знакомыми людьми.
Ребенку безразлично, понимает его кто – то. Он говорит на своем языке понятном только ему одному.
Не реагирует на замечание «Скажи еще раз лучше».
Речь ребенка очень отстает от уровня развития речи сверстников.
Если вы обнаружили хоть один из этих признаков неблагополучного развития речи ребенка, то вашему ребенку необходима помощь!
Почему речь у ребенка формируется с задержкой?
Младенец, который появился на свет, еще не обладает врожденными знаниями законов языка, на котором в будущем он будет говорить.
У него имеется способность в какой-то период своего развития усвоить правила языка и нормы, на котором разговаривают окружающие его люди. Это языковая способность, которая в результате реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой речи.
Но большую роль играет, языко – речемыслительная деятельность ребенка, она обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате ребенок осваивает основные законы и единицы языка и их функции. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он может слышать от взрослых, а творчеством, речь в котором рождается под средством общения, средство регуляции и средство познания деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких – либо причин языко – речемыслительная или имитационная деятельности не формируются во время, в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или иной степени тяжести.
В своевременной логопедии выделяют две группы факторов, которые обуславливают задержку в темпах формирования речи:
А) педагогические ошибки и несовершенство социальных условий воспитания;
Б) недостаточность неврологической или сенсомоторной базы речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в детском учреждении или семье, заключающиеся в недостатке внимания к ребенку со стороны взрослых или наоборот в гиперопеке.
И в том и другом случаях мотивация речевого общения у ребенка не формируется. В первом случает не к кому обращаться, а во втором – незачем все буде сделано вовремя. В рамках клинической классификации данное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Часто проявление недоразвития усугубляется личными особенностями ребенка, склонного к своеволию, упорству, истерическим реакциям.
Задержка речевого развития, обусловлена снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживают тенденцию к полной и быстрой коррекции.
Если же у ребенка есть несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематическое восприятие, зрительного гнозиса, моторики артикуляционного аппарата) или неврологические заболевания, какое недоразвитие нуждается не только в изменении условий воспитания, помощь специалиста в регулярных занятиях или в форме консультаций.
Коррекция речевой патологии требует больших сил и внимания, и занимает более продолжительное время.
Если у ребенка имеются проблемы с развитием речи, и в это время родители просят его: «Скажи», «Повтори», то картинка недоразвития речи, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма.
Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться пассивно и активно, в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых других ситуациях.
Родители очень часто описывают такое положение дел, когда единожды ребенок произносит какое – либо слово, как бы пробуя его «на вкус», и потом в течении месяца его не повторяют. Многие сначала просят повторить за ним слово, потом требуют, после умоляют, в конце концов, ребенка могут наказать – поставить в угол. Но это может привести только к тому что, со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно будут отвергаться или игнорироваться.
Ребенок будет молчать или отворачиваться, и на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Какая игрушка у тебя в руках?», «Сколько тебе лет?» и т. д. Ребенок будет мычать и показывать пальцем, если просит что – либо, а чаще стараются сами удовлетворить собственные потребности.
Такая «самостоятельность» ребенка, когда без посторонней помощи, сам со шкафа достает нужную вещь, включает мультики и т. д., радует родителей, хотя чаще это свидетельствует о наличии стойкого речевого негативизма и несформированности навыков речевой коммуникации.
Если вы хотите помочь своему ребенку, то тогда забудьте слово «скажи» и «повтори» хотя бы на первых порах!
Занятия нужно начинать как можно раньше, и тогда у вашего ребенка не будет проблем с нарушением речи.