Ольга Чурпий
Консультация для родителей «Если ребенок не говорит»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
г. Братск МБДОУ «ДСКВ № 45»
Подготовил учитель-логопед
Чурпий Ольга Алексеевна
Неговорящие дети представляют разнообразную в педагогическом и медицинском отношении группу. Не всегда удается сразу выявить причину, из – за которой задерживается проявление речи, но опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказаться действительными в любом случае.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок не говорит“» размещена в разделах
Ключевой момент предлагаемой системы – одновременное «погружение» ребенка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи. Кроме непосредственного воздействия на речевую систему, коррекционная работа охватывает все основные формы детской деятельности, способствует развитию в соответствии с возрастом высших психических функции, познавательной деятельности, ассоциативных связей и т. д.
Основные направления при моделировании индивидуальной программы занятий определяются:
1) структурой речевого нарушения у ребенка;
2) сложностью речевой деятельности;
3) значением деятельности для психического развития;
4) современными требованиями к педагогической работе с дошкольниками.
От своевременно оказанной коррекционно – педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.
Речевое развитие необходимо не просто привести в соответствие с возрастными нормами, но и максимально «поднять планку».
Поначалу предлагаются достаточно простые, так называемые констатирующие задания (упражнения); постепенно они усложняются и становятся даже опережающими. Данный подход обусловлен не только требованиями школьной программы, но и стремлением полностью раскрыть и развить потенциальные возможности ребенка, сформировать у него черты характера, необходимые для преодоления трудностей.
Программа занятий стимулирует познавательную деятельность с учетом не только возраста, но и интересов ребенка. На занятиях поддерживается речевая и игровая инициатива ребенка, учитываются его предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.
От активности ребенка на занятиях зависит не только прогноз преодоления речевых нарушений, но и способность к учению на протяжении всей жизни.
Понимание речи
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо малыш Вас понимает. Проверьте, пожалуйста, может ли ребенок выполнить следующие инструкции:
Покажи зайчика, машину, собачку.
Возьми зайчика, машину, собачку.
Дай зайчика, машину, собачку.
Обними маму.
Поцелуй папу.
Пожалей бабушку.
Поиграй в ладошки.
Закрой глаза.
Помаши ручкой.
Возьми маму за руку и иди домой.
Налей в стакан воды и дай его бабушке.
Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф.
Зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф.
Мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать.
Развитие слухового внимания
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говориться. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово – название предмета, слово – оценку поведения других детей и своего собственного, слово – приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.
Направления работы:
• Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
• Дифференциация неречевых звуков.
• Дифференциация тихих и громких звуков.
• Развитие умения определять направление и источник звука.
• Развитие учения локализировать звук в пространстве.
• Развитие учения соотносить количество звучаний с числом.
• Дифференциация звукоподражаний.
• Развитие умения локализировать и узнавать голос.
• Дифференциация неречевых и речевых звуков.
• Развитие умения отличать голоса различной громкости.
• Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
• Развитие речевой памяти.
• Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.
ЗАДАНИЯ
Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики. Погремушки.
• Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон, дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать. На каком инструменте Вы играете.
• Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: что там звучит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т. п.
• Привлекайте внимание малыша: Слышать, как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т. д.
• Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
• Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать звучащие сказки и детские песенки.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
• Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.
• Возьмите за привычку комментировать все, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет. Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т. п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.