Анна Ларкина
Опыт работы «Нравственность сквозь призму семейных ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
отдельного человека.
Для ребёнка в процессе семейного чтения важно научиться самостоятельно выявлять нравственные идеи и определять их в доступной для его мышления форме.
Восприятие нравственного потенциала, а через него и усвоение нравственной идеи произведения литературы - это определяющий признак семейного чтения. В этом состоит главное преимущество в их отличии от всех видов познавательной деятельности, источником которой является литература. Вот почему с теоретической точки зрения объектом анализа в произведениях литературы является не сюжет, образ, поступок, а именно нравственная идея! Она имеет неоспоримые преимущества перед всеми другими идеями, которые могут быть в произведении: моральные, исторические, социальные, философские, эстетические, религиозные.
Публикация «Опыт работы „Нравственность сквозь призму семейных ценностей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
А вместе с ребенком постигает мир книги и взрослый. Ведь невозможно просто прочитать книгу, всегда появляются вопросы, и возникает потребность в мудром, добром взрослом рядом.
В. А. Невский предлагает родителям читать с детьми произведения и потом обязательно поговорить о прочитанном. Детям необходимы эти минуты духовного и душевного общения с самыми близкими людьми! Рождается духовная нить, которая будет связывать их всю жизнь. А диалог этот основан на очень важном в жизни - на книге. Дети приобщаются к чтению. И даже когда станут взрослыми, однажды придут и скажут: "Мама, давай почитаем вместе!" Разве это не духовный подвиг родителей? В наше стремительно летящее время, когда приходится постоянно работать, бежать, суетиться, мамы ищут в библиотеке нужную книгу, чтобы прочитать ее ребенку, находят время, чтобы выучить с ним стихотворение.
Как приятно слышать, когда ребенок рассказывает: "Я очень люблю, когда мы с мамой вечером читаем наши любимые книжки".
Детям, которым помогли приобщиться к миру книги мамы, папы, бабушки и дедушки, те, которые в детстве вместе с своими близкими смеялись, плакали, сопереживали, удивлялись после совместного чтения, будут понимать то, что не написано.
Для того, чтобы помочь родителям понять, какую художественную литературу читать вместе с детьми дома, мы собрали в группе небольшую библиотечку. Это произведения, после прочтения которых, возможен серьезный разговор о добре и зле, жизни и смерти, о дружбе и любви, о милосердии, сострадании.
Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитии в детях способности к самореализации, умению служить людями и быть счастливыми в этом служении.
Книга А. Лопатиной и М. Скребцовой "Начала мудрости" - 50 уроков о добрых качествах с беседами о мудрости, любви и доброте, она для педагогов и родителей, считающих обучение нравственности основой любой системы воспитания и образования. Целенаправленные и последовательные занятия могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного, дружеского разговора, цель которого не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития счастливой жизни человека.
Проводимые «уроки» состоят из игр, бесед, сказок, творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы. Особое внимание уделяется подбору сказок, так как сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребёнка. В книге собраны сказки, которые ненавязчиво и естественно учат ребёнка добродетелям. Пословицы, игры и задания, сопровождающие сказки, направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, рисовать, ставить спектакли, работать в группах.
Книга «Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых» этих же авторов, состоит из 32 разработанных уроков, в которые включены игры, задания, сказки и беседы. Все уроки составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей. Для этого предлагаются интервью с родителями, рисунки, совместные праздники, письма благодарности, адресованные взрослым. С развитием нравственных взаимоотношений в семье, большое внимание в книге уделяется творческому развитию личности ребёнка, формированию способности к восприятию добра, красоты окружающего мира.
Так же очень интересны книги «Философия для детей» (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию детей в семье и школе М. А. Андриянова, «О самом главном» психологические сказки для детей А. Лопатиной, М. Скребцовой.
Предлагая родителям для совместного чтения с детьми эти и многие другие книги, мы пытаемся возродить семейные чтения.