Михалченков Анатолий
Взгляд через призму Лего-игры на образовательный процесс
Взгляд через призму ЛЕГО-игры на образовательный процесс.
ЛЕГО –моделирование (конструирование) сегодня становится одним из самых популярных видов, не только как средство проведения досуга детей в домашних условиях, но и настойчиво получает развитие в образовательном процессе, сочетая в себе технические, художественные, познавательные и воспитательные элементы в различных направлениях.
Публикация «Взгляд через призму Лего-игры на образовательный процесс» размещена в разделах
В образовательном направлении начинают формироваться разнообразные подходы к созданию программ по ЛЕГО – моделированию (конструированию). Написание образовательных программ соответствуют основным требованиям образовательного процесса, однако в результате написания возникают задачи, которые необходимо решать в рамках специфики этого направления.
Из опыта следует, что целесообразно так же как и в других образовательных направлениях использовать тематику связанную с государственными, народными праздниками, историческими датами, профессиональной ориентацией и т. д.
Моя практика преподавания ЛЕГО-моделирования показала - дополнительный интерес у ребенка к обучающему процессу возникает, только тогда когда он не просто повторяет за преподавателем в какой последовательности и что соединять для получения конкретного результата, работает по готовым схемам, но сначала принимает активное участие в обсуждении темы. Покажу на примере темы «Я - строитель».
Преподаватель задает детям вопросы кто, такой строитель, чем он занимается, какие профессии можно отнести к строительным, какой используется инструмент, какая техника относятся к строительной. В результате идет диалог преподавателя и ребенка, где главное участие отведено непосредственно ребенку. Ребенок думает, вспоминает, сопоставляет, рассуждает, сравнивает, приводит примеры, дает характеристику, поясняет ход своих рассуждений, задает вопросы, учится отстаивать свою точку зрения. Постепенно обсуждение темы переходит в практическую работу. Работа над моделью происходит по принципу от простого к сложному. Дети по просьбе преподавателя могут объяснить алгоритм (последовательность) выполнения действий, работы над моделью.
Важное значение в воспитании и формировании развитой личности, имеет коллективная работа над проектом. Дети распределяются по группам в соответствии со своими предпочтениями, либо преподаватель на основе своих наблюдений по определенным психологическим признакам сам на свое усмотрение разделяет детей по группам, не обязательно прислушиваясь к пожеланиям детей. Группы формируются таким образом чтобы в процессе работы дети учились находить общий язык и договариваться между собой даже если испытывают неприязнь друг к другу. Такая форма работы учит детей договариваться, обсуждать, всем вместе принимать решения, не грубить, если мнение другого не совпадает с его, распределять роли в команде, четко выполнять поставленную перед ним задачу, даже если его желания не совпадают с поставленной перед ним, «через не хочу».
Тематика занятий может быть любая : виды транспорта, профессии (конструктор, инженер, строитель, и т. д.) . При выполнении технических операций по изготовлению моделей ребенок приобретает и совершенствует не только технические навыки, но и оттачивает коммуникативные навыки. Происходит процесс социальной адаптации ребенка, осознание себя как равноправного члена коллектива.
Немаловажное значение имеют занятия на темы посвященные конкретным государственным, народным праздникам и важным историческим датам (9 Мая, 23 февраля, День Матери, День космонавтики и т. д.). Наиболее удобно проводить такие занятия в каникулярное время, в рамках отдельного мероприятия, с привлечением родственников. Это дает возможность выйти из рамок программы и уделить внимание воспитательному процессу.
Привлечение родителей и родственников (бабушки, дедушки, брат, сестра) к подготовке к мероприятиям также важный момент воспитания не только детей, но и родителей. Они приобретают опыт совместной подготовки к мероприятию, подбор информации, репетиция, разучивание стихов, а также я на своих занятиях практикую участие родителей в изготовлении моделей. Варианты могут быть любые: команда родителей против команды детей, команды ребенок и родители, а может и просто без элемента соревнований, когда дети и родители совместно работают на проектом. Подобные мероприятия укрепляют эмоциональную связь ребенка и родителей, дают возможность родителями с другого ракурса посмотреть на своего ребенка, увидеть его в другом качестве. Многие родители отмечают, что поведение их детей существенно отличается от их поведения в домашней обстановке. На основании полученного опыта родители корректируют свое общение с детьми и в домашней обстановке, что укрепляет взаимопонимание и доверие между родителями и детьми.
Одним из элементов образовательного процесса, является патриотическое воспитание. Такие занятия расширяют кругозор ребенка, развивают чувство сопричастности и гордости за великие исторические вехи своей страны, пробуждается интерес к истории нашей страны и родного края, истории своей семьи, происходит постепенный процесс формирования целостной картины мира. Пример подобных занятий мероприятия, которые я провел во время весенних каникул «Гагарин – первый космонавт», «Крымская весна».
Сегодня перед педагогом стоят многоплановые задачи образовательного и воспитательного процесса. И на первый взгляд кажется, что невозможно решить поставленные задачи в рамках дополнительного образования «условно» технической направленности программы «ЛЕГО – моделирование». Но в этой статье я попытался рассказать, как через призму «ЛЕГО- игры» возможно выполнить поставленные перед педагогом задачи.