Получи документы

Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания

Ирина Покалеева
Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Сегодня в нашей повседневной жизни часто произносятся слова «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «духовная личность» и пр., однако каждый вкладывает в них свой смысл.

Публикация «Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания» размещена в разделах

Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные – нравственность и духовность. Они взаимосвязаны между собой, да, конечно, и они часто определяют друг друга, но это просто разные вещи.

В чем же различие между ними? Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Нравственность связана с определенными действиями человека. Ведь меня же никто не назовет безнравственным оттого, что у меня бывают кое-какие мысли, ну, не совсем нравственные. А кто знает, какие у меня мысли? Никто не знает. Я вот скажу только о нравственных мыслях, а о безнравственных не скажу. Когда мы пытаемся оценить те или иные проявления человека, т. е. характер, поведение, мы оцениваем их по его действиям. И мы называем нравственным какого человека? Того, который не обманывает, не прелюбодействует, не убивает и т. д. Как видите, мы оцениваем деятельность, поведение, творчество человека с точки зрения тех норм, которые очевидны. Которые можем увидеть, услышать, заметить, и, в зависимости от этого, называем человека нравственным или безнравственным. Например, находят у него соответствующие открытки и говорят: ну, понятно, какая тут нравственность! Или какие фильмы он смотрит, какие книги читает. То есть оценка его нравственности основывается на том, чем он интересуется. Это то, что относится к нравственности.

Но вы уже поняли, что это не относится к духовности. Я могу внешне быть человеком очень нищелюбивым, человеколюбивым, я могу подавать деньги нищим, когда просят, я могу делать благотворительные акции или переводить деньги через банк, и т. д., и т. п. Вопрос: что же я делаю – добро или зло? С точки зрения морали – бесспорное добро. Вот тут-то мы и увидим, что такое духовность. Никто не знает, зачем я это делаю, а мне нужно это для того, чтобы мне в Думу пройти. Я направо и налево перечисляю деньги: надо придать вес своей личности, глядишь – по телевизору покажут. Никто не знает, что во мне и что руководит мною – тщеславие, расчет или гордыня. Мною могут руководить мотивы совсем не человеколюбия, совсем не исполнения Заповедей Божиих о любви к ближнему, совсем не милосердие, а вещи, не только им противоположные, а подчас и безобразные, отвратительные. Но никто об этом не знает. Это во мне, в моем духе. Ведь внешне я могу быть просто святым человеком, внутри же – исполненным гордыни, исполнен тщеславия, презрения к людям. Более чем достаточно встречается у нас таких фактов, когда мы с удивлением говорим: «Такой человек, такой человек! Как он мог это сделать?» Троньте вы этого «нравственного» человека, попробуйте покритиковать его – и он вам покажет, «где раки зимуют»!

Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому духовные ценности каковы? В Евангелии их называют, например: любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так что всем это будет очевидно. Напротив, чем большие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает.

Публикации по теме:

Игра как важное средство воспитания дошкольников «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В. Менджерицкая Игра для ребенка дошкольного.

Игра как важнейшее средство воспитания ребёнка Одним из важнейших и основных видов деятельности, играющих огромную роль в воспитании ребёнка является игра. Игра отвечает природе ребёнка,.

Конспект занятия «Согласование слов в категории рода» с использованием регионального компонента Конспект занятия по теме: «Согласование слов в категории рода" (с использованием регионального компонента) Цель: Упражнять в практическом.

Мастер-класс для воспитателей «Духовность зарождается с детства» Подготовила и провела: Резникова О. В., воспитатель первой квалификационной категории Цель: - совершенствование работы по нравственному.

Педагогический опыт инструктора по физической культуре высшей квалификационной категории Управление образования Администрации города Губкинский Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Русалочка».

План индивидуальной работы воспитателя категории ровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень) Вид, тематика,.

Сказка как метод экологического воспитания дошкольника Сказка как метод экологического воспитания дошкольника Дошкольное детство является начальным этапом формирования личности человека, его.

Духовность и профессионализм субъекта социально-экономических преобразований России Сочинская сессия научной школы доктора психологических наук, профессора Агапова Валерия Сергеевича " Духовность и профессионализм субъекта.

Изучение фольклора как средство воспитания патриотизма Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины,.

Портфолио воспитателя первой квалификационной категории ШАРАФУТДИНОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНАвоспитатель первой квалификационной категории ОБО МНЕ- образование: среднее профессиональное, Нефтекамское.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 20:54
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственность и духовность как основополагающие категории воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Покалеева (УИ 613604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД