Александра Комар
Изучение фольклора как средство воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор (в переводе с английского народная мудрость, народное знание) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические
произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-
прикладного искусства. Ещё в своё время К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть
Публикация «Изучение фольклора как средство воспитания патриотизма» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
народным». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям.
В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Закличка
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Используя фольклорные средства в своей работе, перед собой ставлю следующие цель и задачи:
Цель: создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.
Задачи:
• познакомить детей с культурой русского народа;
• развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников;
• обогащать и активизировать словарный запас детей;
• дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;
• прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
Изучив и систематизировать имеющийся материал, стало понятно, что начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.
В группе создала соответствующую предметно-развивающую среду, оборудовала книжный уголок, где имеются книжки, игрушки, книжки - раскладушки, также есть персонажи знакомых потешек, прибауток, сказок, настольные игры по мотивам этих же произведений. Своеобразие оформления, яркость, красочность сразу привлекали внимание детей. Они с радостью и большим желанием просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений. В группе оформлен альбом потешек, с красочными иллюстрациями.
Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм : потешек, прибауток, считалок, дразнилок, докучных сказок, скороговорок, игр.
В работе по приобщению детей к русской народной культуре используются следующие методы:
• наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
• словесный метод (коллективное чтение, сочинение сказок);
• игровой метод (игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно - печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах,
• практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
С целью закрепления навыков использую дидактические игры, например «Узнай потешку». С помощью подобных игр дети упражняются в чтении потешек по памяти, закрепляют навыки интонационной выразительности, учатся управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей.
Таким образом, применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.