Ольга Резникова
Мастер-класс для воспитателей «Духовность зарождается с детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела:
Резникова О. В., воспитатель первой квалификационной категории
Цель:
- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях
Задачи:
-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Духовность зарождается с детства“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Материалы и оборудование: макеты ладошек, правила синквейна, афоризмы, пословицы, карточки с заданием, ручки, фломастеры.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада Вам представить мастер-класс на тему «Духовность зарождается с детства».
Актуальность:
Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех её уровнях.
Детство - время развития всех сил человека: как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта, и самоопределения и становления самосознания.
Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый ребёнок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будут вырастать более сложное нравственное чувство.
Уважаемые коллеги! Попробуйте ответить на вопрос: «Что такое духовно-нравственное воспитание?» (ответы, 2 достаточно).
Спасибо, коллеги!
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и его совершенствование.
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живёт, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы.
Сегодня я хочу вам предложить несколько заданий по теме нашего мастер-класса.
Но сначала предлагаю вам поиграть в игру «Добрые слова», цель которой: продемонстрировать значение добрых слов в жизни, показать необходимость умения радоваться вместе с другом успехам и победам.
Правила игры:
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты по следующим направлениям:
-одобрение внешности
-одобрение личностных качеств
-одобрение деловых качеств
Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке, партнёры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
В такую игру можно играть с детьми. Ведь основу коммуникативного взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. А средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Не правда ли, приятно было слушать комплименты в свой адрес? А что было приятнее: говорить или принимать комплименты? (Ответы)
Следующим заданием будет игра «Мудрые мысли»
Правила игры:
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, высказываниями великих людей, разделённые напополам. Надо собрать каждое высказывание. (звучит музыка)
«Нет места милее родного дома» (Цицерон)
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» (Себастьян Брант)
«Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его» (Л. Н. Толстой)
«Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж. Ж. Руссо)
«Уважай отца и мать, будет в жизни благодать»
«Не привыкай к безделью, учись рукоделью»
«Тому тяжело, кто помнит зло»
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»
«Ласковое слово и кошке приятно»
«Слово лечит, слово и ранит»
«Не спеши карать, спеши миловать»
«Других не суди, на себя погляди»
Следующим заданием будет работа с карточками. Нужно отметить на карточках меры воздействия педагога на предложенную ситуацию:
«Если ребёнок обидел товарища…»
-кружками те действия, которые вы использовали;
-подчёркиванием действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;
-зачеркните те действия, которые вы отрицаете,
-возможно предложите вариант из своей педагогической практики.
Не обращать внимания.
Предложить дать сдачи.
Пригрозить: «Мы сейчас с тобой также поступим»
Лишить игрушек.
Объявить бойкот.
Отправить в тихий угол поостыть.
Осудить поступок в коллективе детей.
Долго объяснять поступок ребёнку.
Добиваться извинений.
Рассказать всем пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребёнок.
Отправить обоих в уголок примирения.
Выслушать мнения обоих обидчиков.
Предложить родителям принять меры.
Спасибо, уважаемые участники! Я думаю, что подобные случаи встречаются в вашей практике каждый день и вы принимаете правильные решения при воспитании детей.
Уважаемые участники, предлагаю составить синквейн на тему «Духовно-нравственное воспитание». Я думаю, что многие из вас знакомы с этой методикой. (правила написания синквейна на столе)
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определённой задачи.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи, так как у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас.
Пример синквейна:
1. Существительное – семья
2. Прилагательные (два) – крепкая, дружная
3. Глаголы (три) – помогает, любит, заботится
4. Предложение о семье, афоризм или пословица – вся семья вместе – и душа на месте или Я люблю свою семью.
5. Синоним, или как по-другому можно назвать свою семью – Ячейка общества. Мой дом.
Синквейн со словом «Дети»
Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети – цветы жизни
Счастье
На ваших столах лежат макеты детских ладошек. Я попрошу вас написать на каждом пальчике существительное, которое вы соотносите с понятием «духовно-нравственное» понятие. ( Сама на доске пишу слова-подсказки: добро, стыд, дружба, терпение, нравственность, благодарность, воспитание, культура, благородство, патриотизм, семья и др.)
Вывод:
Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.