Валентина Серенко
Нравственное воспитание ребенка сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка издавна считается средством народной педагогики. Сказка зародилась еще тогда, когда люди имели весьма смутные представления о том, что такое педагогика как мы ее теперь представляем. И при помощи сказок происходило обучение, в том числе, и нравственным нормам. Да и современная педагогика указывает нам на громадное количество достоинств сказки. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что дошкольники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых,
Публикация «Нравственное воспитание ребенка сказкой» размещена в разделах
обездоленных, готовы прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что
побеждает справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые
погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в
жизни всегда было так.
Сказка развивает оценочные суждения; в процессе анализа сказки они
неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего
ценится в людях? За что наказывают, а за что поощряют? Почему некоторым
героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они,
наоборот, отворачиваются?»
Большой потенциал положительных нравственных поучений (в
педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки.
Сильной стороной сказок является их активная, действенная
направленность на победу, на торжество правды.
Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен:
«Сказка — ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок».
Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки. В народной сказке о
своей жизни повествует сам ее создатель — народ. Однако главная ценность
заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в
самом подходе к изображению народа. Народ талантлив.
Велико значение сказок как средства развития речи.
Сострадание, совесть, соучастие, сочувствие, содействие — это основы
человеческого достоинства, чести — по строгой оценке народа. Именно в этом и
состоит воспитательная ценность сказки. Силой объединения выступают
неизменно в народных сказках, правда, искренность, доверчивость, щедрость,
отзывчивость, душевная мягкость, уступчивость, безунывность, оптимизм.
Любит народ честных, смышленых, ловких, смелых. Ведет их через
испытания, потери, ошибки к нелегкой победе. Гуманность вообще присуща
детям, большинству детей, конечно, если их правильно воспитывают, — «добром
и на добре». Героические сказки учат мужеству, героизму, смекалке — драться и
побеждать не числом, а уменьем. Гибок и тонок ум народа. Разгадан и механизм
влияния сказок на внутренний мир ребенка. Сопереживание обеспечивает
перенос качеств, чувств, ситуации на себя. Слушая, ребенок активно трудится —
выбирает, оценивает, радуется, плачет. Значителен сам по себе уже и выбор
сказки. У каждого ребенка есть любимая.
Педагог в своей работе использует разнообразные приемы и методы
работы над воспитанием детей. И одним из этих приемов и методов является
приобщение детей к волшебному миру сказок, который, например, позволяет
сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает зло, но не
само по себе, а путем преодоления трудностей. Обучение и воспитание младшего
школьника ведем через волшебный мир сказок. В ней достаточно ярко
выражаются нравственные формы и принципы, эстетические идеалы. Победа
добра над злом обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость,
взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье,
желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие
человеческие недостатки.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используется новейшие
достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на
исторически, сложившихся сказочных принципах : победе добра над злом,
патриотизме, взаимной поддержке и др.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование
которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи
обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Педагог всегда акцентирует внимание детей на том, что учиться лучше не
на своих ошибках, а на опыте других. В этом плане надо особо отметить роль
героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным
последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других.
Одним из основных требований в работе со сказкой является ее
выразительное чтение. Но в работе с дошкольниками, на мой взгляд, сказку
лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес.
Воспитатель, рассказывая сказку, видит лица детей, оценивает их реакцию, а,
используя мимику и жесты для восприятия происходящей ситуации, повышает
ее значимость.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и
волшебством, всегда привлекает детей, дает возможность оценивать его,
выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в
воображаемом мире, творчески преобразуя его. Перевоплощаясь в сказочных
героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях
людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в
трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость,
верить в силу любви и добра. Сказка несет в себе положительный эмоциональный
заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучени