Галина Гуро
Нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание дошкольников.
Что же такое нравственность? Согласно словарю С. И. Ожегова, нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Нравственное воспитание-это целенаправленное и систематическое влияние на сознание, чувства и поведение ребенка с целью формирования у ребенка нравственных качеств и чувства, которые соответствуют требованиям морали общества.
Многие великие деятели культуры и образования считали что нравственное воспитание детей является основополагающим, и именно от него зависит вырастет ли из ребенка Человек.
В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как пройдёт детство, кто будет вести ребёнка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце – от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание детей Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Философ и педагог XIX века И. Ю. Ястребцов подчеркивал, что «у каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе».
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
К. Д. Ушинский
А. С. Макаренко писал: Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми перед всей страной.
По мнению опытных педагогов, нравственным качествам нельзя научить ребенка, необходимо постепенно их прививать детям, вырабатывая нужные социальные навыки. Важный фактор — это единство или различия в нравственных установках, которые прививаются воспитанникам детского сада дома и в детском саду. Очень часто бывает так :воспитатели убеждают ребенка в важности дружбы и доброты, а родители дома развивают в малыше чувство собственности, безразличие к чужим проблемам и даже агрессию по отношению к другим детям и взрослым. Очень часто можно услышать от родителей – «Никому не давай свои игрушки», или «А ты дай ему сдачи» и тому подобное. То есть воспитатель приучает ребенка решать конфликтные вопросы со сверстниками путем нахождения компромисса, беседы, а родители наоборот- самым «простым и быстрым» путем – «Дай сдачи! Таким образом ребенку сложно понять - что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо. Ведь для ребенка в авторитете и родители и воспитатетели. В результате такого двойственного воспитания у ребенка возникнет внутреннее противоречие. Он принимает то ту, то иную точку зрения, так как у него нет собственного мнения.
Воспитатели и семья ребенка должны работать в тандеме, чтобы то о чем говорит в детском саду воспитатель, подтверждалось и словами родителей дома.
Основные направления нравственного развития ребенка :
1. личные качества;
2. моральные ценности;
3. отношение к окружающим;
4. чувства патриотизма;
5. нормы этикета.
Задачи воспитания детей дошкольного возраста :
• развитие личных качеств ребенка, привычек, ощущений;
• воспитание гуманного отношения к другим членам общества как в целом, так и в микроклимате группы;
• воспитание в детях патриотизма, гордости за Родину;
• ознакомление детей с разными национальностями проживающими в России, воспитание в них терпимости и толерантности и уважения ко всем этническим группам ;
• научить детей жить и работать в коллективе;
• воспитание трудолюбия, навыка совместного труда; развитие индивидуальности и творческих способностей;
• ознакомление детей с окружающим миром растений и животных, развитие бережного отношения к нему.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию детей и эстетическому воспитанию школьников, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила.
Роль воспитателя в формировании нравственного поведения ребенка,несомненно, огромна, но В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей».