Анастасия Кузнецова
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки. Особое внимание обращено на то, что при помощи русской народной сказки ребёнку легче приобрести эмоционально - нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.
Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, воспитание, нравственное воспитание, нравственная воспитанность, нравственные качества, русская народная сказка.
Во все времена детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой, именно поэтому основной задачей образования на сегодняшний день является воспитание духовно-нравственной личности. Эту идею можно проследить в ряде нормативно-правовых документов.
Так, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" содержание образования должно обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями [11 ст. 12].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности [12 с. 4].
Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства определяется воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [4 с. 11].
Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Старший дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка, когда в его психике появляются новые образования. Одним из них является произвольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности. Ребёнок обучается взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходится с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным [5 с. 81].
Подчеркнем, что старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. Всё это говорит о необходимости целенаправленной работы по нравственному воспитанию в старших группах дошкольных организаций [5 с. 97].
Среди всех средств воспитания нравственных качеств дошкольников особого внимания заслуживает сказка. Детям близок стиль повествования в сказках, язык изложения, наглядность и яркость образов, большое количество сравнений и повторений, свойственных речи ребенка. Именно сказка впервые открывает перед ребенком мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Через сказку ребенок познает окружающий мир, мир человеческих взаимоотношений. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать [6 с. 35].
Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание) и осуждать противоположные (жадность, злость, трусость). Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства [6 с. 37].
Предлагаю комплекс мероприятий по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут в воспитании таких нравственных качеств, как: «доброта», «отзывчивость», «трудолюбие», «честность», «щедрость», «уважение» и др. Данный комплекс мероприятий предполагает различные формы организации совместной деятельности с детьми и взаимодействие с их родителями.
Список использованной литературы
1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М. : Просвещение, 2000. 275с.
2. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. 527с.
3. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М. : Просвещение, 2003. 72с.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 26с.
5. Детская практическая психология: учебник /под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М. : Гардарики, 2003. 255с.
6. Лобанова И. В., Ганина Т. В. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Культура и образование. – 2014. №5. С. 34 - 38.
7. Пахомова, О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О. Н. Пахомова. -М. : Прометей, 2014 - 85 с.
8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Том I (А-Л, Том II (М-Я) / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Большая российская энциклопедия, 1993. 1617с.
9. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. 184с.
10. Садилова О. А. «Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков» - М: 2005. 58с.
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). - М. : Омега-Л, 2015. 144 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). [Электронный ресурс] https://base.consultant.ru/
13. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). Мн. : Изд-во БГУ, 2002. 364с.