Ольга Дмитриева
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методологической основой нравственного воспитания дошкольников являются положения философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (аксеологический подход, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В дошкольной педагогике решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентаций, нравственных качеств ребенка, составляющих духовную основу его личности.
Публикация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольная педагогика руководствуется ведущими положениями о решающей роли целенаправленного воспитания и обучения в нравственном развитии ребенка, о том, что нравственные качества не являются врожденными. Естественно, что при этом имеются ввиду возрастные психологические особенности и возможности детей дошкольного возраста, но моральные нормы и требования к их поведению ориентируются на нормы и требования к нравственной сущности личности, принятые в обществе, ибо важно с первых лет жизни ребенка формировать у него именно те черты и качества, которые определяют в дальнейшем, его ценность как человека.
В отечественной педагогике речь идет, конечно, не об авторитарном давле-нии на ребенка, не о навязывании ему взрослыми моральных норм и правил поведения. Воспитание строится именно таким образом, чтобы ребенок постепенно усваивал нравственные нормы и правила, соответствующие задачам формирования личности человека конкретного общества.
Процессом воспитания предусматривается, что дошкольник, не имеющий еще жизненного опыта и нуждающийся в целенаправленном руководстве со стороны взрослых, относился к поставленным пред ним задачам осознанно, на доступном ему уровне, и положительно эмоционально, чтобы работа по формированию у него нравственных представлений и отношений неразрывно связывалась с организацией его самостоятельной нравственно-ценной практической деятельности: трудовой, игровой, учебной, художественной. У ребенка при этом формируются положительные мотивы деятельности и отношений, активность, самостоятельность. Взрослые люди: мать, отец, воспитатель детского сада оказываются в этих условиях людьми авторитетными, которых ребенок любит, уважает, примеру которых он охотно следует по собственному побуждению, а вовсе не по принуждению из вне.
Комплексирование содержания, средств и методов нравственного воспитания способствует у ребенка, особенно старшего дошкольного возраста единства сознания, отношения, чувств, поведения. В этих условиях повышается возможность плодотворной педагогической работы по воспитанию у детей положительных форм поведения, гуманных чувств, трудолюбия, коллективизма.
Современными исследователями доказана трудность социально-нравственного развития, которая объясняется тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу.
Психологические основы социально-нравственного развития раскрываются в трудах Л,С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной и других.
В годы дошкольного детства закладываются основы всех свойств личности. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования нравственных качеств личности, так как нервная система ребенка пластична (способность к бесконечной выработке новых временных связей, ребенок очень легко усваивает нормы, правила поведения.
Характерной особенностью дошкольника является его подражательность. Благодаря этому ребенок хорошо воспринимает окружающую действительность, и у него формируются свойства личности. Чрезвычайно важной психологической особенностью является неспособность ребенка произвольно управлять собой. Если ребенок раннего возраста не умеет тормозить своим поведением, то начиная со среднего возраста он уже начинает управлять собой. Нравственное поведение – это волевое поведение, оно всегда произвольно и формируется постепенно.
Рассматривая вопрос о нравственных свойствах личности, нужно сказать, что эти свойства обуславливаются господством мотивов. [4] Исследованиями А. Н. Леонтьева доказано, что дети дошкольного возраста пользуются не отдельными мотивами, а системой мотивов. На основе формирования субординации мотивов выделяются основные линии в поведении ребенка, которые начинают характеризовать его как личность. Как доказывают исследования отечественных психологов (Я. З. Неверович и др., при выполнении норм поведения дети ориентируются на то, что будут ли их действия поощряться или не будут, т. е. ребенка интересует, как окружающие его люди будут к нему относиться, и, конечно, дети отдают предпочтение поощрениям. В сознании детей младшего и среднего дошкольного возраста определенное место начинают занимать и мотивы нравственного порядка. Ребенок здесь уже может отказаться от личного желания и сделать что-то приятное людям, к которым у него симпатия. У старших дошкольников возрастает объем нравственного порядка.
В исследованиях психологов показана регулирующая роль социальных эмоций и их взаимосвязь с побудительными мотивами поведения ребенка. Развитие социальных эмоций предполагает не только овладение социальной компетентностью (объем знаний о нормах и правилах поведения, оценочными категориями, культурными символами, но и выработку отношений к этим знаниям, которые могут быть названы социально-эмоциональными этапами. В социально-нравственном развитии ребенка очень важно уделять профессиональное внимание психологическим механизмам формирования социальных эмоций. Социальные эмоции не только облегчают процесс вхождения ребенка в мир группы, но и процесс осознания себя, своих отношений, чувств, состояний, переживаний.
С. А. Козловой разработана новая концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. Родившись в человеческом обществе, в социальном мире ребенок начинает его познавать. Познание начинается с того, с чем ребенок непосредственно соприкасается, т. е. с социальной действительностью, которая окружает ребенка и с которой он начинает взаимодействовать.
Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и качества. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире, ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая предметы и явления этого мира, то есть социальные чувства первичны. Именно с них начинается познание социальной действительности, а затем и социального мира.
Социальный опыт начинает накапливаться сразу же после рождения. Приобретаемый опыт взаимодействия с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию.