Ирина Бадакова
Нравственно-трудовое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-трудовое воспитание
в детском саду
Труд становится великим воспитателем, когда он
входит в жизнь наших воспитанников, дает радость
дружбы и товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает новую красоту в
окружающем мире, пробуждает первое гражданское
чувство — чувство созидателя материальных благ, без
которых невозможна жизнь человека.
8. А. Сухомлинский
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Среди воспитательно-образовательных задач вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Важная задача родителей и педагога — помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.
В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия. Труд учит детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.
Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.
Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учится организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого бытовой труд.
Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
Задача педагога - учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы. Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых, уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда. Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы. Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду).
Содержание работы с дошкольниками по видам труда
(подготовительная группа)
Самообслуживание
• Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно хранят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок.
• Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
• Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки).
• Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.
• Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
Хозяйственно - бытовой труд
• Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия).
• Выполняют обязанности дежурных.
• Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок.
• Занимаются стиркой.
• Стараются помогать малышам.
• Уважают тех, кто трудится, и бережно относятся к результатам их труда.
Труд в природе
• Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, срезать цветы для букетов, собирать урожай).
• Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
• Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.
• Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.
• Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, не забывают кормить зимующих птиц.
• Следят за чистотой и хранением инвентаря.
Ручной труд
• Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
• Пришивают петли к новым полотенцам, халатам, одежде кукол и своей одежде.
• Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
• Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
• Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье- маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
Труд и трудолюбие в народе понимаются как сердцевина личности; труд и счастье нераздельны в представлении народа; в пословицах и поговорках нашли свое отражение деловитость, изобретательность и мастерство русского человека.
Пословицы и поговорки о труде переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Пословицы и поговорки о труде
Что посеешь, то и пожнешь.
Терпение и труд — все перетрут.
Одни с сошкой — семеро с ложкой.
Пошло дело на лад — и сам ему рад!
Поспешишь - людей насмешишь.
Звону много, да толку мало.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Один собирает, другой зевает.
Глаза страшатся, а руки делают.
Работай до поту, так и поешь в охоту!
Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
Лень, отвори дверь! Сгоришь! — Хоть сгорю, да не отворю.
Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Если труд удовольствие, то жизнь — наслаждение.
Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
Без волнения и заботы нет радости от работы.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Руки не протянешь, так с полки не достанешь.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не потрудиться, так и хлеба не родится.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.
Землю красит солнце, а человека труд.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Каков мастер — такова и работа.
Белые ручки чужие труды любят.
У него лень за пазухой гнездо свила.
Без дела жить, только небо коптить.
Муравей не велик, а горы копает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Не топор тешет, а плотник.
Где труд, там и счастье.