Чайка
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
" Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал. "
К. М. Симонов
Как часто звучат в наше время слова: "русская душа", "феномен русского народа". Но не менее часто: "падение нравственности", "деградация общества". Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые. Моя задача, как музыкального руководителя, помочь каждому ребенку самореализоваться, почувствовать свой успех, уверенность в себе, силу и желание творить. Яркая, живая музыка, красивые движения, помогают эмоционально воспринимать окружающий мир.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования главной задачей ставит развитие целостной личности ребенка.
Поэтому нам, педагогам необходимо посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех. кого зовут соотечественниками.
Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем возрасте зарождается любовь к ней. Для ребенка-дошкольника Родина- это мама, близкие родные люди окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где он играет, это детский сад с его друзьями и воспитателями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях осуществляется в соответствии с индивидуальной возрастной категорией ребенка. Давайте остановимся на конкретной работе,в которой решение задач нравственно-патриотического я постепенно, начиная с 1-й младшей группы, провожу совместно с воспитателями. В этом возрасте малыши знакомятся с небольшими русскими народными попевками. Эти простые народные попевки учат сопереживанию, воспитывают любовь, вызывают радость, настраивают детей на позитивное мировосприятие. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Знания, полученные на музыкальных занятиях воспитатель переносит в повседневную жизнь. Так, воспитатель Комиссарова И. Г. разработала и реализовала проект "Добрые дела", в ходе которого дети 1-й младшей группы участвуя в досуговых мероприятиях, пели песенки про животных, показывали Доктору Айболиту как лечить животных, укладывали их спать, пели колыбельные.
Во 2-й младшей группе мы прививаем детям навыки правильного и организованного поведения в детском саду, на улице, в обществе. Формируем простейшие представления о том, что хорошо, а что плохо. Так же усовершенствуются творчество и музыкальный слух. Дети с удовольствием принимают участие в праздниках и развлечениях. С воспитателем Островской Е. С. мы разработали целый ряд развлечений с бабушкой Варварушкой. На спортивном празднике "В гостях у бабушки Варварушки" дети с удовольствием играли в игры ("Заинька" "У медведя во бору" "Мама Кошка" "Коза рогатая"). А на музыкальном празднике "В доме бабушки Варварушки", в атмосфере радости пели любимые песни ("Курочка" "Петушок" "Серенькая кошечка", танцевали под русские мелодии ("Ах, вы сени" "Полянка"). И как закрепление полученного материала я обратилась к форме интегрированного занятия "На бабушкином дворе". На котором дети не только повторили изученный репертуар, но и помогли забиякам петушкам обрести новые хвосты.
На всех разделах музыкального воспитания в средней группе я стараюсь обогатить музыкальный опыт детей, усложняю репертуар, знакомлю с произведениями русских авторов, русскими народными играми, попевками. Очень нравятся детям в этом возрасте заклички, которыми они прогоняли Зиму и радовались приходу Весны на празднике "Весна-красна" На основе народной музыки в веселой игровой форме знакомлю детей с обычаями и бытом русского народа, бережным отношением к природе("Во поле береза стояла" "Танец цветов"). Особое внимание в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема Защитников Отечества. Песни, посвященные военным очень нравятся детям, они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники Родины.. В этих праздниках принимают участие не только воспитатели, исполняющие роли, но и папы, которые с азартом участвовали в конкурсах, а роль отцов играет важнейшую роль в патриотическом воспитании. Праздник для мам, прошел в средней группе очень тепло и нежно, дети старались через песни показать свою любовь и нежность к бабушкам и мамам, а танец мам и мальчиков
показал как важна для детей совместная творческая деятельность с родителями.
В старших группах ведется еще более расширенная работа по нравственно-патриотическому воспитанию, так как накоплен большой запас знаний в этой области. В старшем возрасте попевки очень эффективны в качестве распевания. Пропевание несложных народных мелодий наполняет уверенностью даже плохо интонирующих детей, а после поощрения они стараются петь более сложные песни. При подборе музыкального репертуара я учитываю не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и силу воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей. Я считаю. что музыкальные впечатления опираются на знания, полученные на слушании музыки. Для слушания, из народного творчества я отбираю колыбельные, игровые. хороводные, шуточные песни. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл "звучащей историей", "звонкими живыми летописями". Через восприятие музыкальных образов я воспитываю чувство любви к родной природе - еще одно из слагаемых патриотизма. И здесь нам помогают шедевры музыкальной классики. (П. И. Чайковский цикл "Времена года", Вивальди цикл "Времена года", К. Сен-Санс цикл "Карнавал животных"). Произведения русской музыки и устного народного творчества, используемые в работе с детьми просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Широко использую в работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений. ("Переменный шаг", "Шаг польки") Обучая игре на музыкальных инструментах, открываю для ребят удивительный мир звуков: музыка дождя и ветра. разговор сосулек и восход солнца. Все это удивительно просто можно изобразить любыми предметами: ребенок может использовать шуршащую бумагу, деревянные палочки, кубики, самостоятельно изготовленные музыкальные инструменты. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, а затем ярко выплескивают свои эмоции на таких веселых праздниках как "Масленица". Чувство гордости за достижения Родины проявляются на праздниках, посвященных "Дню Космонавтики", "Дню защитника Отечества". Воспитанию любви к родному Отечеству способствует и проведение таких праздников как : "День России", "День Государственного флага" На котором дети знакомятся со столицей нашей Родины, с гимном, Флагом и гербом государства.
Говоря о защитниках нашей Родины, большое внимание необходимо уделить теме Великой Победы. Здесь мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя детей с патриотическими песнями тех времен и о тех временах. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим дедам и прадедам за их подвиги. На празднике День Победы, дети "по-настоящему" играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные патриотические песни.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно не отделимо от воспитания чувства национальной гордости. И как результат нашей совместной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании, с детьми подготовительной группы было проведено мероприятие, посвященное Дню Победы. Отрывки из которого вы сможете сейчас увидеть.
"Детство- каждодневное открытие мира, и поэтому надо лелать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия"
В. А. Сухомлинский