Надежда Грязева
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Символика большой и малой Родины»
Тема: «Символика Большой и Малой Родины»
Программное содержание:
Задачи: Уточнить у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр) ;
-Расширить представление детей о Родине малой и большой;
-Продолжать знакомить детей с нашей малой родиной-поселком Шатки;
-Познакомить с гербом, достопримечательностями родного поселка;
-Развивать память, речь, сообразительность, внимание;
-Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему „Символика большой и малой Родины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Символика: флаг, герб, гимн
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-Развивать связную речь, обогащать и расширять словарный запас детей;
-Формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя;
-Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор;
-Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости, патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны, поселка.
-Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины малой и большой.
Материал: презентация «Достопримечательности нашего поселка Шатки», изображение герба и флага России. изображения герба поселка Шатки, картинки с флагами разных стран, материал для д/и «Собери герб»,; аудиозапись гимна РФ.
Оборудование: компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор или телевизор.
Предварительная работа. Подбор литературы, иллюстративного материала. Рассказ воспитателя «С чего начинается Родина?». Беседа о России, о родном поселке. Чтение и заучивание стихотворений о родном поселке». Знакомство с пословицами и поговорками по теме. Знакомство с геральдикой. Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, города Нижнего Новгорода. Экскурсия к памятным местам в поселке. Дидактические игры: «О чем рассказывает флаг», «Узнай на фото».
Словарная работа: родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, Россияне, шатковцы, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, Георгий Победоносец, шестерня, колос, чаша.
Ход деятельности:
I. Орг. момент.
Воспитатель: С каждой новой нашей встречей вы узнаёте что-то новое и интересное, вместе с вами раскрываем какие-то тайны и секреты. И сегодня мы с вами встретились для того, чтобы узнать очередную тайну. А чтобы ничего не пропустить, не забыть, нужно внимательно слушать, смотреть и всё запоминать. Все готовы? Тогда вперёд, за новыми знаниями!
II. Мотивационная игра.
Воспитатель: Ребята, на нашем земном шаре очень много чудесных стран, где живут люди. Какие это страны, вы знаете? Я знаю, Мадагаскар, а вы? (Ответы детей)
Воспитатель: Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной. Как же называется эта страна? Воспитатель: Правильно! Это Россия. Россия – наша Родина! Объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»?
Ответы детей.
Воспитатель: Родина – место, мы родились; страна, в которой мы живём; родина у каждого человека одна. Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
III. ИГРА «Передай сердечко и скажи словечко»
Воспитатель: Ребята, встанем в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко и отвечать на вопрос: какая наша Родина? Каждый должен назвать одно слово. Наша Родина, какая?
(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина: милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, богатая, могучая)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что Россия – это страна, наша Родина, причём Большая Родина. Но это еще и государство. А каждое государство имеет свои отличительные знаки, символы. Скажите, какие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, герб, флаг, гимн - символы нашей Родины. Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости.
IV. Затруднение в игровой ситуации. Игра «Узнай наш флаг»
(Детям предлагаю выбрать среди разных флагов Англии, Франции, Японии и др. российский флаг)
Воспитатель: Что вам помогло при выборе флага? Воспитатель: Скажите, что означают эти полоски?
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый флаг у нашей страны. Давайте вспомним, где мы часто встречаем флаг? Воспитатель: Флаг нашей страны – это тоже отличительный знак. Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. А кто глава нашего государства?
Воспитатель: Какой ещё символ единства страны вы знаете?
Воспитатель: Какая птица изображена на гербе?
Воспитатель: Сколько голов у орла?
Воспитатель: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон – символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Воспитатель: Какого цвета орёл?
Воспитатель: Что означает золотой цвет?
Воспитатель: Почему у орла 2 головы?
Воспитатель: Что в лапах у орла?
Воспитатель: Что они обозначают?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам показать герб России с помощью игры. Встаньте так, чтоб не мешать друг другу. Слова динамической игры «Герб России» проговариваем чётко и внятно.
Динамическая игра «Герб России»
Воспитатель: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?
Воспитатель: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна?
Воспитатель: Правильно, ребята, таким образом, граждане проявляют уважение к гимну, к своей стране. А как слушают гимн?
Воспитатель: А вы знаете, когда исполняется государственный гимн?
V. Беседа: «Малая Родина –Шатки»
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорим о Родине и её символах, а вот есть такое понятие Малая родина. Как вы понимаете, что такое малая родина?
Воспитатель: Конечно, малая родина - это то место, где мы с вами родились и живём. Это наш край, город, улица, дом. А мы с вами в каком крае живем?
.
Воспитатель: А как называется наш поселок?
Воспитатель: Это конечно же наши Шатки! Кто желает прочитать стихи о Шатках?
Стихи о Шатках:
- На земле есть рабочий посёлок
Под названием кратким - Шатки.
От рождения век его долог,
И стоит он у Тёши -реки.
Широки наши пашни и нивы
И раздольны леса и поля.
Наши люди в посёлке красивы,
Как красива родная земля.
Любят землю и трудятся честно,
За любовь земля платит добром.
И недаром у нас повсеместно
Тебя встретит теплом каждый дом.
-Манят глаза приветливые сини,
Облака как голуби плывут.
Наш поселок, капельку России –
Все рабочим с гордостью зовут.
В нашем сердцу живет он, как песня,
Словно яркий маяк на пути.
Есть я знаю места интересней,
Воспитатель: У нашего поселка есть свой отличительный знак. Как мы его называем? Ответы детей.
Воспитатель: -Давайте внимательно рассмотрим наш герб.
Герб стрельчатой формы, образованной двумя дугами. Справа по дуговой полосе на красном фоне силуэт колоса белого цвета. Слева на белом фоне фрагмент зубчатой шестерни синего цвета. Вверху в пересечении дуг силуэт оленя. В центре бело-синими дугами струи источника исходящими лучами вокруг медицинской эмблемы, обвитой снизу двумя змеями, стоящей на двухволновом черном силуэте. В нижней части щита надпись «ШАТКОВСКИЙ РАЙОН» в две строки. В нижней оконечности герба треугольник вершиной вниз с трехполосным в обе стороны изображением российского флага трех цветов - красный, синий и белый.
Воспитатель: - Сейчас я вам расскажу,что означают рисунки на гербе.
-Колос и шестерня – развитие сельского хозяйства, промышленности и строительства.
-Чаша – здравоохранение, целебные источники и грязи.
-Олень – символ Нижегородской области. Шатковский район, как часть области.
-Цветной треугольник – цвета государственного флага.
Дидактическая игра «Собери герб»
Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на 2 команды по 4 человека. Вручаю каждой команде конверт с разрезными картинками. Ваша задача: собрать из данных элементов целую картинку. А вот что у вас получится, вы расскажите мне сами. (дети работают на мольбертах: 1 герб России, 2 –поселка Шатки)
Воспитатель: Что же у вас получилось? 2 герба. Воспитатель: Какой же из них герб нашей страны, а какой нашего поелка?
Воспитатель: - В Шатках ребята очень много мест, которыми мы, шатковцы, можем гордиться. а теперь мы проверим насколько хорошо вы знаете свою малую родину. Сейчас я вам буду показывать фото а вы мне будите говорить что это за место.
(Дети рассматривают фото на слайдах)
Воспитатель: - Ребята может вы можете назвать еще какие-то места, которых не было на фото?
Итог.
Воспитатель: -Молодцы ребята, вы отлично знаете свой поселок.
Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали. Чем запомнилось или что запомнилось вам. (Ответы детей) Пожалуйста, подумайте дома и нарисуйте, где встречаются символы нашего государства и поселка. А теперь поднимите солнышко, если вам понравилось сегодня заниматься, вам было легко при выполнении заданий. Или тучку, если вам было трудно. Молодцы, ребята! Мне с вами было очень легко работать.