Лена Брайлян
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экскурсионной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – является одним из самых важных, сенситивных периодов становления личности ребёнка. В дошкольном возрасте в личности ребёнка формируются предпосылки гражданско – патриотических качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсионная деятельность помогает привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям, любовь к родному краю.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством экскурсионной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни, задача которой - направить и сконцентрировать детской внимание на изучаемом или исследуемом объекте.
Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам:
По содержанию;
По составу участников;
По месту проведения;
По способу передвижения;
По форме проведения.
При проведении экскурсий с дошколятами с целью познания окружающего мира важная роль отводится эмоциональной стороне, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:
Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
Военно-исторические, т. е. экскурсии по памятным местам военных событий и в военно-исторические и мемориальные музей;
Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают его достижения, производственный процесс;
Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам природы, в отделы природы краеведческого музея;
Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов, художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
Литературные;
Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры, знакомящие с планировкой и застройкой города
Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей. Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным опытом детей.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
Городские (обзорные и тематические);
Заочные (видеосюжеты);
Загородные (автобусные и пешеходные);
Музейные
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
Учебные;
Экскурсии – прогулки
Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью осуществляется краеведческий принцип обучения, т. е. использование местного географического материала при изучении различных тем в ознакомлении с окружающим
Так, например, с воспитанниками старшей группы «Непоседы» МДОУ «Каменский центр развития ребёнка «Золотой ключик» проводятся экскурсии за пределы детского сада. Ребята посещают Дом-музей Героя Советского Союза И. Н. Коваля и Памятник неизвестному солдату в городском парке культуры и отдыха им. П. Х Витгенштейна в преддверии Великого праздника Дня Победы. Охотно посещают так же Памятник основателю города Каменка князя Петра Христиановича Витгенштейна в День рождения города. Стали так же традиционными встречи 23 февраля и 9 мая с ветеранами войны г. Каменка.
Экскурсию организовать значительно труднее, чем занятие в группе. Успех экскурсии предшествует большая подготовительная работа воспитателя. Воспитатель выбирает тему экскурсии это основа, на чем будет строиться показ и рассказ взрослого. Определяется цель экскурсии с учетом содержания действующей программы воспитания детей. В течение учебного года воспитателем может быть разработан целый комплекс запланированных производственных экскурсий, который позволит обогатить и расширить багаж знаний детей о труде взрослых и сформировать познавательный интерес.
Воспитанники так же посещают музей народной культуры и быта, созданный при МДОУ «Каменский центр развития ребёнка «Золотой ключик», и сформированный по разделам.
1. Хроника прошлых лет, история детского сада
2. Русская изба, молдавская касса марэ, украинская свитлыця
3. Мое Приднестровье и его героическое прошлое
4. Народные промыслы
Все разделы оснащены дидактическим материалом, музейными экспонатами.
Ежеквартально воспитанники посещают краеведческий музей что приобщает детей к истокам Родного края, знакомятся с его красотой, традициями, обычаями. Вследствие чего у дошкольников возникло бережное отношение к родной природе, к традициям и культуре своего народа, а также желание продолжать их.
Идет работа так же по внедрению интерактивных экскурсий по городам нашей Родины – Приднестровья. Что позволит сформировать интерес у детей к своей Родине, к своей стране, культуре и традициям нашего народа.