Татьяна Харитонова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Дошкольный возраст – это период интенсивного становления личности
ребенка. Дошкольник по своей природе обладает достаточной чуткостью, чтобы
понять и разделить страдания других, радоваться достижениям своих товарищей,
испытывать уважение к представителям старшего поколения. Его восприятие так
эмоционально, что может посеять в этом возрасте здоровое зерно патриотизма, а
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
в последующем взрастить из него чувство любви и гордости за свой народ,
чувство долга перед Родиной.
Над данной темой я работаю уже не первый год. Я убеждена в том, что
дети должны знать свои корни, традиции, заложенные веками, любить свою
Родину. Поэтому ведущей идеей моей работы стало нравственнопатриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с
художественной литературой.
Сегодня тема патриотизма актуальна как никогда. Глядя на наше
общество, очевидна утрата духовно-нравственных ценностей : теряется уважение
к прошлому, забываются свои корни. Как следствие такого «воспитания» –
беспринципность, безнравственность, искажение исторических фактов. И
особенно становится тревожно, когда целое поколение взращено на чуждых
идеалах, не имеющих ничего общего и правдивого с нашей историей. Дети
меньше помогают старшим, перестают сострадать чужому горю. Недостаточной
является и работа с семьей по данному направлению.
Патриотизм – это глубокое социальное чувство, в основе которого лежит
любовь к Родине, преданность своему народу, своему дому, детскому саду. Мне,
педагогу, хочется пробудить в детях эти чувства.
Новизна практики заключается в возможности использования новых
современных технологий для сопровождения чтения художественной
литературы, таких как просмотр презентаций, мультфильмов, прослушивание
аудиозаписи. Ведь когда ребёнок слышит или видит самого героя, ему хочется
подражать его голосу, его поступкам.
Также я считаю новым оригинальное построение занятий, основанных на
игровой мотивации, удачно подобранных приё мов и методов:
рассуждение о прочитанном;
4
постановка игр-драматизаций после прочтения книги;
графическое и словесное рисование;
словотворчество – сочинение небольших стихотворений, загадок и
чистоговорок.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию своих
воспитанников я начала ещё с младшего возраста. Ведь элементарные знания о
природе и семье могут усвоить даже маленькие дети. Постепенно мы стали
осваивать более сложные темы.
Свою работу я начала с того, что определила цель и задачи.
Цель: воспитание в детях любви, заботливого отношения и преданности к
своей семье, друзьям, родному городу, республике, стране.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания детей о родном городе, республике, стране.
2. Познакомить с культурными традициями и обычаями мордовского
народа.
3. Познакомить с символикой Республики Мордовия и Российской
Федерации.
Развивающие:
1. Развивать память, внимание, воображение, мышление.
2. Развивать пассивный и активный словарный запас: названия мордовской
одежды, украшений, головных уборов; названия профессий, военных
специальностей; названия государственных символов (герб, гимн, флаг).
3. Развивать умение составлять чистоговорки, загадки.
Воспитательные :
1. Воспитание уважения и заботливого отношения к членам своей семье, к
своим товарищам, к старшим.
2. Воспитание любви к своей малой родине: природе родного края, своему
городу, республике.
3. Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему
нашей страны, забота о будущем.
С самого начала я разделила весь изучаемый материал на три блока:
I. Семья, дом, детский сад.
II.Город Ковылкино, Республика Мордовия: природа родного края,
достопримечательности, культурно-исторические ценности мордовского
народа, государственные символу Мордовии, столица Мордовии.
III. Российская Федерация: государственные символы, столица РФ,
историческое прошлое времен Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
Для того чтобы сформировать правильное отношение к семейным
ценностям, рассказать о теплых и любящих взаимоотношениях между родными,
близкими людьми, существует достаточно большое количество произведений
художественной литературы для детей дошкольного возраста.
На примере двух стихотворений (Агния Барто «В пустой квартире» и
Олега Бундура «Семья») очень просто объяснить детям, что, несмотря на все
5
семейные хлопоты, заботы, возможно даже, обиды и ссоры, иметь семью – это
огромное счастье и «счастливо жить одному невозможно».