Людмила Васильева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игр
▼ Скачать +Заказ
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Уже не раз подчеркивалась универсальность игры, как средства воспитания и обучения. Игра - один из тех видов деятельности, которые необходимо использовать взрослым в целях нравственно-патриотического воспитания дошкольника. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь как и во что играют наши дети».
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Неотъемлемой частью патриотического воспитания являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, обычаи, быт, национальные устои, представление о честности, смелости. У детей формируется интерес к русской народной культуре, к ее традициям. При объяснении правил игры мы рассказываем о том, что русские народные игры передавались из поколения в поколение и имеют многовековую историю.
Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В народных играх присутствует юмор, шутки, задор, что привлекает ребенка - дошкольника. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире. В народных играх бывает все: и фольклорный текст, и музыка и динамичность действий и азарт.
В тоже время они имеют строго определенные правила и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. К тому же народные игры можно использовать в любых режимных моментах: на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Дети с удовольствием играют в народные игры. Вот к примеру одна из таких народных игр- «Карусель», когда дети, держась правой (а потом) левой рукой за те же народные красивые ленточки, идут по кругу со словами:
Еле, еле, еле, еле - завертелись карусели
А потом кругом- кругом - все бегом, бегом, бегом.
Дети сначала двигаются медленно, затем быстрее и быстрее. По команде - поворот, меняют руку и бегут в другую сторону со словами:
Тише, тише, не спешите - карусель остановите
Раз и два, раз и два - вот и кончилась игра.
Если в музыкальном зале, то можно и с музыкальным сопровождением под русскую народную мелодию.
Также детям нравятся такие народные игры, как «Гори, гори, ясно», которая часто используется на музыкальных праздниках. «Краски», «Платочек», «Колечко, колечко, выйди на крылечко», «Жмурки», «Ручеек», ну и конечно же «Каравай».
В патриотическом воспитании немаловажную роль играют дидактические игры, через которые мы знакомим и закрепляем представления о семье, родном городе, стране. Кроме того, играть в дидактические игры можно в любое удобное время и практически в любом месте, поэтому они эффективны в патриотическом воспитании.
Можно представить целый ряд игр по нравственно - патриотическому воспитанию. Это такие игры, как:
«Мой адрес», целью которой является закрепление знаний об адресе местожительства детей. Можно провести игру с мячом. Например- Воспита-тель по очереди бросает мяч детям и произносит: «Я живу в 6 микрорайоне, а ты? Я живу в доме номер 10, а ты? Я живу в 25 квартире, а ты? В моем микрорайоне есть поликлиника, а что есть в твоем микрорайоне? У моего дома построена детская площадка, а у твоего? и т. д. Вопросы можно конечно повторять.
«Наш детский сад», целью которой является закрепление знаний о детском саде и воспитание уважительного отношения к сотрудникам детского сада. В этой игре могут быть использованы фотографии с изображением помещений детского сада. Воспитатель показывает картинку, дети называют кабинет и кто в нем работает. Или другой вариант (с использованием фотографий сотрудников). Перед детьми ряд фотографий с помещениями детского сада. Нужно подобрать к каждому помещению или кабинету фото сотрудника и сказать, как называется кабинет и кем работает сотрудник. Например: Людмила Григорьевна - музыкальный руководитель. Она работает в музыкальном зале и т. д.
«Профессии». Цель - знакомство с профессиями людей. Через эту игру мы воспитываем у детей уважительное отношение к людям разных профессий и их деятельности. Для этой игры картинки с изображением человека какой-либо профессии и по 4 карточки с изображением атрибутов для каждой профессии. ( например: для врача - градусник, шприц, фонендоскоп, таблетки.) и. т. д. Ребенок выбирает себе картинку, называет профессию и подбирает к ней соответствующие карточки, рассказывая о предметах, которые необходимы человеку той или иной профессии.
«Собери правильно герб», «Собери флаг»
Дети из фрагментов составляют целостную картинку.
Цель - закрепить знания о символике страны. Дети не только выкладывают картинку, но и объясняют, что изображено на гербе, или что означает три цвета флага России.
«Прошлое – настоящее». В этой игре дети закрепляют знания об истории родного города. Детям предлагается картинка прошлых лет. Они должны подобрать соответствующую картинку настоящего времени. Дети сравнивают прошлое и настоящее.
«Одень куклу». Данная игра знакомит с национальной одеждой, прививает интерес к национальной культуре.
«Угадай, на чем играю». Через эту игру мы закрепляем знания детей о народных инструментах (трещётки, балалайка, гармошка, погремушка.)
Дети по очереди за ширмой играют на каком-либо инструменте, другие отгадывают.
«Укрась матрешке сарафан». Цель - закрепить знания о русских народных узорах. На готовых изображениях матрешек, дети выкладывают из мелких вырезанных элементов узор на сарафане.
«Назови (или узнай) какая роспись». Цель - закрепить знания о декоративно - прикладном искусстве, о промыслах народа. Детям показывается элемент картинки (или разрезные картинки, они называют к какой росписи она относится. И ряд других игр.
В нравственном воспитании имеют значение словесные игры. В этих играх мы воспитываем у детей желания использовать в речи добрые, вежливые, важные слова. Воспитываем доброжелательное отношение к окружающим. Это такие игры, как «Добрые слова», «Волшебные слова». Для мотивации детей можно ввести сказочного персонажа или игрушку (в младшей группе) и научить добру и вежливости.
Сюжетно - ролевые игры. Особенностью современных детей является то, что они с ранних лет приучены жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр, где отсутствует какое-либо живое взаимодействие и общение друг с другом. Социальное отношение должно стать предметом социальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Самой оптимальной формой таких отношений является ролевая игра. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам, чего не хватает нашим современным детям. Это и есть нравственные основы. Поэтому в режимных моментах мы отводим место таким играм, как «Семья», «Детский сад», «Школа», «Путешествие» и много других игр, где есть основы нравственного воспитания.
Игры - драматизации. Понятия о нравственности, нормы и правила поведения заложены в ярких образах персонажей, способствуют становлению нравственных представлений. Сказка дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Театральная деятельность способствует раскрытию личности ребенка. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Также в играх драматизациях, например на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа. Например муку хранили в амбарах (из сказки «Колобок»). Дети запоминают крылатые выражения русского народа («жили поживали», «у страха глаза велики», «задал стрекача»).
Игры-драматизации дают возможность примерить народные костюмы и действовать в них, как бы прожить в них определенный период (почувствовать теплоту шали, оценить преимущество русского костюма - яркость, нарядность, покрасоваться в кокошнике на голове, или в богатырской кольчуге. В театральной деятельности, играх драматизации любимые образы становятся образцами для подражания. Ребенок выражает свое отношение к добру и злу. К тому же для ребенка театральные игры - это возможность хотя бы ненадолго стать героем.
Любая игра привлекает детей и может заложить основы нравственно-патриотического воспитания.