Евсикова Галина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы должны не просто уверенно развиваться,
но и сохранить свою национальную и духовную
идентичность, не растерять себя как нация.
Быть и оставаться Россией.
Быть патриотом значит не только с любовью и
уважением относиться к своей истории, а
прежде всего служить обществу и стране»
В. В. Путин
С сентября 2023 года дошкольные учреждения начали работу по Федеральной образовательной программе дошкольного образования. В отличие от предыдущей программы, в новую включена рабочая программа воспитания. Теперь дошколят будут не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности гражданскую активность и патриотизм. Сегодня речь пойдёт о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников в условиях ФОП ДО. Патриотическому воспитанию всегда отводилось значимое место. В современном обществе оно стало более актуальным. Дошкольный возраст - это благоприятный период для развития таких качеств как патриотизм. Дети в таком возрасте наиболее восприимчивы, эмоционально готовы к сопереживанию. Цель ФОП ДО: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, нравственных ценностей Российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Программа воспитания предусматривает приобщении детей к традиционным ценностям российского общества: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Программа воспитания реализуется в партнёрстве ДОУ с другими учреждениями образования и культуры (библиотеки, театры,музеи, система дополнительного образования и др).
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к школе Постепенно, расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, её прошлому и настоящему». Д. С Лихачёв
Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП по возрастным категориям детей
3-4 года
Задачи: обогащать представление детей о малой Родине и поддерживать их отражение в различных видах деятельности.
Содержание образовательной деятельности: воспитатель обогащает представление детей о малой Родине, регулярно напоминает название населённого пункта, в котором живут, знакомит с близлежащим окружением детского сада (здания, объекты, детские площадки и др., доступным для рассматривания с территории ДОУ. Обсуждает с детьми их любимые места времяпровождения в селе. Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывание, изображение, игре и так далее)
4-5 лет
Задачи: педагог воспитывает любовь к Родине, уважительные отношения к символам страны,памятным датам, интерес к достопримечательностям села,в котором они живут.
Содержание образовательной деятельности: педагог воспитывает любовь и уважение к нашей родине- России. Знакомит с государственной символикой РФ: Российский флаг и герб России, воспитывает уважительное отношение к символам страны. Обогащает представление детей о государственных праздниках: День защитника отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздников, с памятными местами в селе посвящёнными празднику. Воспитатель обогащает представление детей о малой Родине: знакомит с достопримечательностями села, знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх и т. д., поддерживает интерес к народной культуре страны (устное народное творчество, народная музыка, танцы, игры)
5-6 лет
Задачи: воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей проживающих на территории России, их культурному наследию, знакомить детей с содержанием государственных праздников, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества, поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства.
Содержание образовательной деятельности: педагог воспитывает любовь и уважение к нашей родине – России. Формирует представление о Государственных символах России- гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представление детей о том, что Россия - большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности (рисуют, играют, обсуждают).Особое внимание уделяет традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой Родины. Обогащает представление детей о Государственных праздниках: День России, День народного единства, день Государственного флага РФ, день Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами посвящёнными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный отклик и чувство гордости. Воспитатель обогащает представление детей о малой Родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес почему именно так устроен населенный пункт (улицы, объекты). Знакомит со смыслами некоторых символов и памятников города (села, развивает умение откликаться на проявление красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает у детей желание принять участие в значимых событиях, связанных с событиями военных лет и подвигами героев.
Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для нравственно патриотического развития ребенка,учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.