Елена Маклакова
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Только тот, кто любит, ценит
и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
узнать ее, стать подлинным патриотом.
С. Михалков.
Доступны ли малышам 5-7 лет чувства патриотизма? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно уверенно ответить: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство к родному городу, родному поселку, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников было и остается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и подростках патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становиться государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к своей малой Родине, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию, изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды деятельности детей, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления.
Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
• Развивать познавательные способности детей;
• воспитывать творческое воображение; мышление; любознательность;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать интерес каждого ребенка к истории своего селения, его прошлого и настоящего;
• развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формировать умения применять данные методы с использованием различных вариантов;
• развивать умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Задачи исследовательской деятельности :
• вхождение детей в проблемную ситуацию;
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) :
• развитие умения искать пути решения проблемы с помощью взрослого;
• формирование умение применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. Требует ежедневного творческого, личностного роста. Конечно, начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной и доверительной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, друзьям, родной улице начинается формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
На этой основе, в нашем детском саду, был реализован проект о родном поселке «Край мой родной - мой поселок Новоспасское». Мы предположили, что используя данный метод, можно добиться положительных результатов по формированию нравственно-патриотического воспитания и знаний о поселке у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию).
3. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
4. Разработать и реализовать проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
На начальном этапе проекта были использованы следующие методы исследования: беседа, диагностические задания, анализ педагогических условий Вопросы к беседе были разработаны нами в соответствии с требованиями программно-методических документов, возраста детей и содержание проекта.
Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю. Поэтому в группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:
- оборудовали патриотический уголок «Моя Родина»;
- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России» и др.
- оформили альбомы для рассматривания: «Моя семья», «Народные промыслы Поволжья», «Мой поселок-Новоспасское», «Государственная символика России», «Государственная символика Ульяновской области и Новоспасска»;
- распечатали раскраски символики, национальных костюмов Поволжья.
Реализация проекта осуществлялась в четыре этапа:
На первом этапе: Педагоги сформулировали проблему, поставили цель.
Цель проекта : Реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой родиной. Познакомить детей с родным посёлком и его достопримечательностями, известными людьми, историческими местами. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Так же определились и с продуктом проекта. Было решено оформить презентацию.
На втором этапе: педагоги приняли активное участие по составлению плана проекта
На третьем этапе: педагоги и родители приняли активное участие по ознакомлению детей с родным поселком с помощью тематических бесед, показа иллюстраций, презентаций о значимых объектах поселка, знаменитых людях, лидерами промышленности, исторических местах и героическом прошлом наших земляков. Так же было решено спланировать серию экскурсий по родному поселку. Организовать встречи с известными, творческими людьми.
Проводились тематические занятия:
• «История образования поселка» - знакомство с историей возникновения поселка.
• «Наш герб» - знакомство с символикой района.
• «Мы вместе» - знакомство с национальностями, проживающими в поселке, их праздниками, обычаями.
• «Пою тебе, мой край родной» - творческая встреча с местным поэтом и композитором Малкиным А. И.
• «Промышленность Новоспасского» - знакомство с промышленными объектами поселка.
• «Маркина гора», «Щучье озеро», «Черная берёза» знакомство с историческими местами и памятниками природы.
План экскурсий:
• Экскурсия в местный музей.
• Экскурсия в Спасо-Преображенский храм.
• Экскурсия к памятнику погибшим воинам в 1941-45 годах.
• Экскурсии на промышленные предприятия.
На заключительном этапе была оформлена презентация проекта, под одноименным названием, «Край наш родной – Новоспасское».
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Проектная деятельность позволяет коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания, считаю эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников станет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное прошлое и настоящее России.
Литература:
1. Аникина Т. М. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. М. ,2012.
2. Быстрова В. Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Практика управления ДОУ 2018№4
3. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2016 № 8.
4. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
5. Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности. Авт. -сост. Н. М. Сертакова., Н. В. Кулдашова. Волгоград: Учитель, -116с
6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
7. Смирнова О. Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.