МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности

Елена Маклакова
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Только тот, кто любит, ценит

и уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину,

узнать ее, стать подлинным патриотом.

С. Михалков.

Доступны ли малышам 5-7 лет чувства патриотизма? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно уверенно ответить: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство к родному городу, родному поселку, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников было и остается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и подростках патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становиться государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к своей малой Родине, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию, изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды деятельности детей, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

• Развивать познавательные способности детей;

воспитывать творческое воображение; мышление; любознательность;

• развивать коммуникативные навыки;

• формировать интерес каждого ребенка к истории своего селения, его прошлого и настоящего;

• развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формировать умения применять данные методы с использованием различных вариантов;

• развивать умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Задачи исследовательской деятельности :

• вхождение детей в проблемную ситуацию;

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) :

• развитие умения искать пути решения проблемы с помощью взрослого;

• формирование умение применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. Требует ежедневного творческого, личностного роста. Конечно, начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной и доверительной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, друзьям, родной улице начинается формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

На этой основе, в нашем детском саду, был реализован проект о родном поселке «Край мой родной - мой поселок Новоспасское». Мы предположили, что используя данный метод, можно добиться положительных результатов по формированию нравственно-патриотического воспитания и знаний о поселке у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию).

3. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

4. Разработать и реализовать проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

На начальном этапе проекта были использованы следующие методы исследования: беседа, диагностические задания, анализ педагогических условий Вопросы к беседе были разработаны нами в соответствии с требованиями программно-методических документов, возраста детей и содержание проекта.

Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю. Поэтому в группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

- оборудовали патриотический уголок «Моя Родина»;

- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России» и др.

- оформили альбомы для рассматривания: «Моя семья», «Народные промыслы Поволжья», «Мой поселок-Новоспасское», «Государственная символика России», «Государственная символика Ульяновской области и Новоспасска»;

- распечатали раскраски символики, национальных костюмов Поволжья.

Реализация проекта осуществлялась в четыре этапа:

На первом этапе: Педагоги сформулировали проблему, поставили цель.

Цель проекта : Реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой родиной. Познакомить детей с родным посёлком и его достопримечательностями, известными людьми, историческими местами. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Так же определились и с продуктом проекта. Было решено оформить презентацию.

На втором этапе: педагоги приняли активное участие по составлению плана проекта

На третьем этапе: педагоги и родители приняли активное участие по ознакомлению детей с родным поселком с помощью тематических бесед, показа иллюстраций, презентаций о значимых объектах поселка, знаменитых людях, лидерами промышленности, исторических местах и героическом прошлом наших земляков. Так же было решено спланировать серию экскурсий по родному поселку. Организовать встречи с известными, творческими людьми.

Проводились тематические занятия:

«История образования поселка» - знакомство с историей возникновения поселка.

«Наш герб» - знакомство с символикой района.

«Мы вместе» - знакомство с национальностями, проживающими в поселке, их праздниками, обычаями.

«Пою тебе, мой край родной» - творческая встреча с местным поэтом и композитором Малкиным А. И.

«Промышленность Новоспасского» - знакомство с промышленными объектами поселка.

«Маркина гора», «Щучье озеро», «Черная берёза» знакомство с историческими местами и памятниками природы.

План экскурсий:

• Экскурсия в местный музей.

• Экскурсия в Спасо-Преображенский храм.

• Экскурсия к памятнику погибшим воинам в 1941-45 годах.

• Экскурсии на промышленные предприятия.

На заключительном этапе была оформлена презентация проекта, под одноименным названием, «Край наш родной – Новоспасское».

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Проектная деятельность позволяет коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания, считаю эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников станет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное прошлое и настоящее России.

Литература:

1. Аникина Т. М. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. М. ,2012.

2. Быстрова В. Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Практика управления ДОУ 2018№4

3. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2016 № 8.

4. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.

5. Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности. Авт. -сост. Н. М. Сертакова., Н. В. Кулдашова. Волгоград: Учитель, -116с

6. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

7. Смирнова О. Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 07:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Маклакова (УИ 717119) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД