татьяна семенова
Нравственно-патриотическое воспитание детей с ОВЗ
Нравственно-патриотическое воспитание детей с ОВЗ
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности гражданина и патриота.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У детей с интеллектуальной недостаточностью очень трудно формируются такие абстрактные понятия, как любовь к Родине, чувства гордости за свой край, решение задач нравственно-патриотического воспитания имеют свои особенности и трудности. У наших воспитанников нарушена эмоционально-волевая сфера, не сформирована адекватные навыки поведения и самооценка.
Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью, педагогам необходимо тщательно продумывать методы и приемы, давать материал небольшими объемами в доступной форме. Детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо научить:
• определять доброжелательность и недоброжелательность со стороны окружающих, адекватно реагирует;
• регулировать свои эмоциональные проявления, уважая чувства других;
• осуществлять совместную деятельность с партнером, основанную на чувстве взаимной симпатии и навыках сотрудничества;
• называть город, в котором проживают;
• называть название страны-Россия;
• называть столицу России;
• называть свой адрес;
• пользоваться способами предотвращения и прекращения конфликтных ситуаций;
• адекватному поведению в новых жизненных ситуациях
Развитие у ребенка патриотических и нравственных чувств можно осуществлять разными средствами: художественной литературой, изобразительным искусством, разными видами деятельности и. т. д. Наше дошкольное учреждение в течение этого года принимает участие в историческом проекте, приуроченном к юбилею города, который включает в себя различные мероприятия: квест-игра для педагогов, родителей и воспитанников, анкетирование родителей, фотовыставки и многое другое. В группах реализуются мини-проекты по нравственно-патриотическому воспитанию. Свой проект мы назвали «Мой дом – моя семья». Ведь дом для каждого ребенка – это самые первые впечатления, представления, это самые родные и близкие люди, это самое надежное место, это целый мир для малыша. Дети с интеллектуальной недостаточностью не исключение, им понятны и близки такие понятия, как дом и семья. Наша работа по проекту предполагала участие всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей. Взаимодополняющие образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, помогают детям «прочувствовать» тему в разных видах деятельности.
Цель проекта: сформировать представления детей знания о своем доме, как о месте, где живёт семья.
По мере реализации проекта мы реализовали задачи: расширять знания о «своей малой родине», улице, жилом доме; продолжать учить детей составлять рассказ о своей семье; воспитывать у детей любовь к родному дому родной улице, городу; закреплять умение детей называть свой домашний адрес.
На подготовительном этапе мы определили цели и задачи, познакомили родителей с проектом, спланировали мероприятия. Основной этап включал в себя предоставление родителями фотографий домов, выполнение домашнего задания – составление с детьми рассказов о своей семье. Затем с детьми в детском саду была проведена беседа и записаны в альбом подготовленные дома рассказы детей. Заключительным мероприятием была продуктивная деятельность детей : используя фотографии, дети нарисовали свои дома, которые также были размещены в альбоме. Подводя итоги по реализации проекта (заключительный этап) мы презентовали профессиональную деятельность педагогов группы через представление проекта и обобщение материала в виде альбома с детскими рисунками и рассказами.
Детский сад вместе с семьей должны помочь детям полюбить свою малую родину, свой город, т. е. место, где он родился и вырос, так как без любви к своей семье, дому – не воспитать будущего патриота, гражданина.
Интернет-источники:
1.https://multiurok.ru/files/nravstviennoie-razvitiie-dietiei-s-narushieniiem-i.html
2.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/09/proekt-moy-dom
3.https://infourok.ru/doklad-nravstvennoe-vospitanie-detey-s-intellektualnimi-narusheniyami-razvitiya-733806.html