Елена Володина
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – основа общего развития ребенка, основной период всех человеческих начал. С детства мы стараемся заложить в ребенке нравственные основы, учим правилам общения и умению жить среди людей. Сберечь человеческое в наших детях, и сделать их более устойчивыми и самоотверженными к сторонним влияниям - и есть самое главное в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок, как чистый лист, что на него нанесешь, то и получишь.
Как воспитать у ребенка любовь к Родине, конечно же, через любовь к близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, сверстникам, соседям. Основа нравственно-патриотического воспитания закладывается в семье.
С песнями матери, сказками ребенок начинает познавать окружающий мир, эмоционально ощущать родное тепло. Близость родных, их ласка вселяют надежду в веру и доброту, любовь и дружбу, которую ребенок познает через сказочный мир.
Любовь к Родине начинается с того, что видит ребенок перед собой, что отзывается радостью в его душе. И пусть малыш еще многого не понимает, все детское восприятие играет огромную роль в становлении личности патриота.
Конечно, воспитание патриотизма у девочек и мальчиков изначально отличаются. У мальчиков необходимо формировать понятие о защитниках, не давать в обиду слабых, помогать всем. Мальчик должен понимать, что он будущий мужчина и его роль – это забота о слабых, ближних, поэтому он должен заниматься спортом, закаляться. Девочки в свою очередь – должны быть мирными, доброжелательными, учиться утешать, заботиться о близких. Все родители должны формировать у своих детей положительный опыт отношений, в первую очередь, следуя этому принципу самим.
Каждый родитель желает вырастить здоровых и нравственно воспитанных детей, патриотов своей Родины. Но, все же, кто же должен заниматься нравственно-патриотическим воспитанием детей : семья или детский сад. Этот спор ведется с давних времен. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
Современная концепция семьи и дошкольного учреждения считает, что ответственность за воспитание детей несет семья, а другие организации, призваны только направить, поддержать, помочь и дополнить воспитание.
В нравственно - патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых. Всегда считалось, что ребенок большую часть времени проводит с мамой, но в современном обществе и стремительном процессе инноваций и оптимизации, ребенок в основном воспитывается с бабушкой и дедушкой. И это с одной стороны имеет свои плюсы: любви, ласке и патриотизму наших бабушек и дедушек можно позавидовать - субботники, парады, пионерские лагеря, стройотряды. С другой стороны без родителей дети обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании конфликтов со сверстниками. И все же проводя больше времени с мамой и папой, где родители часто беседуют с детьми, играют, дети лучше развиваются. Только постоянное общение с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей.
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России; своем городе.
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Работе по патриотическому воспитанию детей связана с работой по физическому воспитанию, так как будущие граждане России должны расти сильными, ловкими, здоровыми.
Как бы ни строилась работа по нравственно-патриотическому воспитанию нужно помнить : взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром. Дети, как губка впитывают все интересное: что говорят родители, как готовятся к празднику.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни: это беседы о любви к родителям, родному дому, детскому саду, селу, стране.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Это профессиональные праздники, праздники, посвященные воинам интернационалистам, нашим дедам, прадедам, воинам погибшим во время боевых действий, участников воин.
Лучше рассказать ребенку о том, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого человека. Что традиции каждой семьи это отдельная история
Интересным будет проявление интереса к истории страны, города, села. Для этого лучше организовать экскурсии в Музеи, к мемориалу «Вечный огонь», рассказать о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.
Приучение ребенка к бережному отношению к вещам, игрушкам, книгам. Хорошим примером является поход родителей с ребенком в библиотеку.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Во всех возрастных группах должны быть организованны патриотические уголки, наполненные предметами быта и изображением национальных костюмов, ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и родителями воспитанников, художественной литературой.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!