Ляйсан Галиева
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете
из опыта работы на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание в современных условиях» Своё выступление мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Чувство любви к Родине. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. А чувство любви к Родине - это патриотизм.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию :
- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,
- возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,
- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи
формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;
• - формирование духовно-нравственных отношений;
• - формирование любви к культурному наследию своего народа;
• - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
• - чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Модель работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию :
- Участие в конкурсах
- Образовательная деятельность
- Чтение художественной литературы
- Целенаправленные прогулки и экскурсии
- Сюжетно-ролевые игры
- Создание атрибутов к играм
- Праздники и развлечения
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в нашем ДОУ создана РППС, целью, которой является и воспитание нравственно-патриотических чувств.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Обращение к отеческому наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой родился и живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Нравственно-патриотическое воспитание – проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс детей, семью, социум.
Наиболее важной является проблема обесценивания семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». И как следствие – необходимо массовое просвещение родителей в вопросах нравственно- патриотического воспитания. Воспитание у детей уважения к защитникам Отечества, к памяти погибших в боях, приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. Воспитание в традициях, исторических событиях, на примерах героических подвигов. Дети совместно с родителями и воспитателями приняли участие в онлайн- шествии «Бессмертного полка», организовали экскурсию к памятку Василия Горшкова. Организуем и проводим праздники и развлечения посвященные Дню Победы, Защитникам Отечества. К юбилейной дате «60-летие Дня Космонавтики» была организована совместная работа с родителями в изготовлении оригинальных костюмов и поделок. Провели праздничное развлечение «Космическое приключение».
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству. Принимали активное участие 7-дневном марафоне посвященный Дню Башкирского языка и 190-летию М. Акмуллы, совместно с родителями был организован семейный просмотр башкирского народного эпоса «Урал-Батыр», постановка театра кукол по башкирской народной сказке «Арыслан менэн куян», участие в праздниках и развлечениях: Масленница, Карга-боткасы, Детский сабантуй, День республики Башкортостан, День родного языка.
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели праздники посвященные Дню Матери, Международному празднику 8 марта, совместно с руководителем Изо студии была организована выставка детских рисунков «Милая моя мама», «Мой папа военный».
В работе с родителями используем разнообразные формы:
- консультации: Роль отца в воспитании ребенка, роль семьи в воспитании ребенка, как рассказать ребенку о Дне Победы, патриотическое воспитание дошкольников, приобщение к народной культуре и традициям, приобщение к традициям башкирского народа.
- конкурсы,
- выставки,
Родители принимают активное участие в жизни ДОУ.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Начали работу над проектом «Моя родословная».
Традиционным стало забота о птицах нашего города. Ежегодно приминаем участие в районном конкурсе по изготовлению скворечников «Лучший птичий дом».
В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
И закончить своё выступление мне хочется словами Михаила Васильевича Ломоносова: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего»
Мы, педагоги хотим и делаем всё возможное, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою Родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.