Елена Метелькова
Новые возможности инновационной программы «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
В основе инновационного издания «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованная Министерством образования РФ.
С первого выпуска прошло 15 лет, проделана колоссальная работа. В этом издании сохранены все достоинства первой программы и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Публикация «Новые возможности инновационной программы „От рождения до школы“» размещена в разделах
Следует отметить, что инновационное издание основана на предыдущей редакции программы, а значит не отрицает и не заменяет четвертое издание программы, а дополняет и расширяет его. Поэтому инновационное издание не отменяет работу по четвертому изданию.
В чем смысл внесения изменений программы?
1. Время движется, меняется информация, изменяются взгляды и ценности общества.
2. Очередная попытка сделать дошкольное образование качественным. Все мы знаем, что с недавних пор, дошкольный возраст является первой ступенью образования.
А что значит «качественное образование»? Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Минимулловна Дорофеева считает, что «качественное дошкольное образование» — это то, которое максимально приближает нас к главной цели дошкольного образования. При этом главная цель дошкольного образования должна отражать интересы всех сторон: детей, родителей, общества и государства. Поэтому дошкольное образование должно отражать интересы всех детей.
Если раньше все программные издания содержали в себе очень много умных слов, что должны делать педагоги, как должны, но упускали самое важное — это зачем должны? Отсутствовала цель программы.
Отсюда вытекает следующий вопрос: «Какая это главная цель и где она записана?».
Если посмотреть в ФГОС, то там можно найти, как развиваться с детьми, что развивать, но главную цель вытащить нельзя.
В «Законе об образовании» говориться, что образование — это «услуга». А это полностью переворачивает смысл образования, ведь если это «услуга», то главная цель — это удовлетворить потребности потребителя. А это не может быть главной целью образования. Невозможно идти на поводу у родителей, ведь педагоги — это профессионалы и знают, как ребенок развивается, как лучше создавать условия для его развития, а родители должны прислушиваться к нам (педагогам, они наши помощники, партнеры, коллеги, мы вместе воспитываем детей. Следовательно, образование — это «миссия» и не может быть «услугой».
Так вот инновационное издание исправляет это упущение, и все же прописывает нам нашу основную цель.
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций».
Эта главная цель российского образования была сформирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Цель дошкольного образования, обозначенная Президентом, всегда была главной целью программы «От рождения до школы».
Для достижения этой цели в инновационном издании программы «От рождения до школы» была решена очень важная и актуальная задача — обеспечение оптимального сочетания классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.
Какие же новые возможности представляет инновационная программа «От рождения до школы»?
1. Обозначена главная цель дошкольного образования.
2. Введено семь золотых принципов дошкольной педагогике, которые помогают педагогу выстраивать образовательный процесс так, чтобы он мог достичь главной цели дошкольного образования.
3. Впервые обозначена концепция образовательного результата в дошкольного образования. Образовательный результат есть в школьной, вузовской педагогике, в дошкольном образовании этого не было никогда, т. к. дошкольников нельзя контролировать, проверять, тестировать, требовать чего-то от них, поэтому концепция образовательного результата в дошкольного образования до сих пор не была обозначена. Образовательный результат наполняет смыслом всю деятельность воспитателя. Когда четко, ясно, просто сформулированы те задачи, который педагог выдерживает в голове, то работая в стандартном режиме, но при этом, помня основные цели и задачи, тогда свой образовательный процесс педагог выстраивает в соответствии с этими задачами.
4. Внесены изменения в организацию образовательного процесса дошкольного образования.
5. Внесены инновации в образовательных технологиях. В инновационном издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Важно, что инновации, предлагаемые в пятом издании программы, не требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года.
Семь золотых принципов дошкольной педагогики
В инновационной программе обозначены семь принципов дошкольного образования, шесть из них были обозначены ранее, это уже всемирно признанная классика отечественной науки. В новой редакции добавлен седьмой принцип — пространство детской реализации — то, о чем писал Николай Евгеньевич Веракса. Об этом всем было известно, однако этим не руководствовались и теперь эти постулаты, эти золотые принципы впервые вычленены и четко обозначены, коротко сформулированы в инновационной программе и ими нужно руководствоваться во взаимодействиях с детьми, как на занятиях, так и все занятий.
Золотые принципы дошкольного образования помогут воспитателям общаться с детьми в нужном формате, поэтому главное изменение в программе — это то, как мы взаимодействуем с детьми. Не так важно, чему мы учим — конкретно знает ли ребенок домашних животных, тех или иных, т. е. нет какого-то перечня предметных знаний, которые ребенок должен знать к школе.
Семь золотых принципов:
I. Зона ближайшего развития (ЗБР) (Лев Семенович Выготский)
Главный вывод: для развития ребенка дошкольника необходимы развивающие занятия, ориентированные на зону ближайшего развития (ЗБР).
II. Принцип культуросообразности (Константин Дмитриевич Ушинский)
Главный вывод: воспитание и обучение ребенка должно строится на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
III. Деятельностный подход (Алексей Николаевич Леонтьев)
Главный вывод: ребенок должен быть активным участником процесса, а реализация программы должна осуществляться в специфических видах деятельности (игровая, изобразительная, конструктивная и др.).
IV. Периодизация развития (Даниил Борисович Эльконин)
Главный вывод: программы дошкольного образования должны строиться с учетом возрастных возможностей детей с опорой на ведущий вид деятельности.
V. Амплификация детского развития (Александр Владимирович Запорожец)
Главный вывод: при реализации программы, необходимо заботиться о полноценном проживании ребенком всех этапов детства, избегая искусственного ускорения или замедления и опираясь на обогащение (эмплификацию) детского развития специфическими, для дошкольного возраста видами деятельности.
VI. Развивающее обучение (Василий Васильевич Давыдов)
Главный вывод: педагог должен в своей работе стремиться сделать обучение развивающим, т. е. направленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения.
VII. Пространство детской реализации (ПДР) (Николай Евгеньевич Веракса)
Главный вывод: создание пространство детской реализации — необходимое условие развития индивидуальности и формирования личности ребенка.
Пространство детской реализации
Главное нововведение инновационного издания программы — это нацеленность на создание пространство детской реализации — поддержку детской инициативы, творчества, развитие личности ребенка, создание условий для самореализации. Инновационное издание программы предоставляет дошкольным организациям и воспитателям больше возможностей, стимулирует к творчеству.
Что такое пространство детской реализации? Это создание условий для ребенка проявить себя как личность. Если зона ближайшего развития — это занятия (мы учим, то в пространстве детской реализации мы создаем условия, в которых ребенок используя полученные знания, умения, навыки, опираясь на те нравственные устои которые в нем воспитываются он проявляет себя как личность, а значит ребенок создает новый «продукт» нужный другим детям. И чем больше вклад ребенка как личности, чем больше его могут оценить его сверстники, взрослые, т. е. ребенок создает что-то не для себя, он создает это для других. А задача воспитателя поддержать это стремление ребенка создать что-то хорошее для других людей, помогли это реализовать и помогли окружающим, в первую очередь сверстникам, увидеть, что ребенок сделал. Пространство детской реализации — это инструмент воспитания личности опирающиеся на нашей нравственной основе и на те знания, умения, навыки которые ребенок получает на занятии.
Концепция образовательного результата
Принята концепция образовательного результата, где гармонично сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и освоение знаний, умений, навыков.
Что такое образовательный результат в дошкольном образовании? Правильно говорить не образовательный результат, а ожидаемый образовательный результат. Учитывая, что у ребенка дошкольного возраста своя специфика, он не может заниматься т. к. занимается школьник, он не может жить ради будущего ( например: если школьник выполняя задание для того чтобы получить пятерку, он думает, что в будущем он вырастет и станет кем-то, т. е. он может жить будущим и для будущей цели). В дошкольном возрасте ребенок живет сегодня и сейчас и сознательно добиваться образовательных результатов дошкольник не может. Ожидаемый образовательный результат ожидает воспитатель в результате работы.
В ФГОС ожидаемый образовательный результат обозначен как целевые ориентиры.
Что нового внесли в понимание этого вопроса?
В-первую очередь структурировали ожидаемый образовательный результат. Т. е. непросто так навалком ждем, что ребенок чему-то научился, проявляет инициативу, он здоровый и еще очень много всего в кучу сваленного, как ожидаемый наш образовательный результат или целевые ориентиры. В инновационной программе их структурировали по аналогии с тем, что предлагается в школьном образовании с учетом дошкольного возраста.
Т. е. образовательный результат мотивацонный (личностный) — это когда ребенок проявляет инициативу; стремится к добру; приоритет общественного над личным; он понимает, что он должен делать хорошо и недолжен плохо. Сюда же относится стремление ребенка к образованию; когда сформировано положительное отношение к образованию; заложено основа здорового образа жизни в том плане что он понимает, что нужно быть здоровым, чтобы быть здоровым к этому нужно прилагать усилия. Т. е. мотивация — это мотивационный (личностный) результат.
Предметный результат — это навыки, умения, знания, которые преподаются по образовательным областям.
Универсальные образовательные результаты — это общие способности, которые необходимы каждому человеку чтобы достичь чего-то в жизни. Сюда относятся: когнитивные (познавательные); коммуникативные и регуляторные. Все мы с ними знакомы.
Основные инновации программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Внесены изменения в организационной структуре и новых технологиях.
1. Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.
2. Введены новые элементы режима дня : утренний и вечерний круг. Технология утреннего и вечернего круга применяется с 3 лет. Однако автор Елена Евгеньевна Дорофеева преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования рекомендует водить элементы, уже в раннем возрасте. Утренний и вечерний круг вводить желательно, но в том случае, если воспитатели к нему готовы, т. к. во многих детских садах вводится утренний и вечерний круг, но фактически они проводятся в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и если они раньше за столиками сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, т. е. диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности. По правильной технологии, в идеале, круг должен проводиться, когда минимум двое-трое взрослых — это идеальный вариант. А если один воспитатель, это возможно, но очень трудно, а если детей много, круг фактически смыкается с фронтальным занятием, но фронтальное занятие проводить в форме урока — это должно быть просто под запретом.
3. Вводятся новые образовательные технологии:
• Утренний и вечерний круг.
• Проектная деятельность. Необходимо учитывать пространство детской реализации, когда мы понимаем что такое пространство детской реализации, то проектная деятельность это один из важнейших инструментов пространство детской реализации, именно через проекты ребенок может многое реализовать.
• Образовательное событие. В программе написано «чему учим» и «как учим». «Чему учим» четко обозначено в соответствии с возрастными особенностями детей, но «как учим» — вариативность большая, это: фронтальные занятия, но проводимые с учетом золотых принципов; проектная деятельность — она позволяет детям многому научиться, многое узнать и самое главное научиться проявлять инициативу. Образовательное событие — это формат взаимодействия с детьми, когда у детей развиваются коммуникативные, когнетивные, регуляторные возможности, дети приобретают навыки, умения, знания. Фактически это событие в течении какого-то времени (от одного дня до недели и даже больше) протекающее совместно со всей группой событие в результате которого дети с одной стороны многому научатся, а с другой многое узнают.
• Развивающий диалог. Самое главное отличие развивающего диалога от обычного диалога, это то, что у ребенка словно создаются новые смыслы. Т. е. воспитатель не дает ответов, не задает прямых вопросов. Вопросы все открыты, позволяющие рассуждать, давать различные ответы, заставляющие ребенка думать.
• Обогащенные игры в центре активности. Это означает, что когда ребенок самостоятельно занимается в центре активности, то недирективными методами педагог может ему немножко подсказать, скорректировать или обогатить его деятельность. Так что бы выходило, что ребенок сам играет, работает, но с помощью педагога это происходило значительно интереснее.
• «Ровестничество» — технология создания детского сообщества.
4. Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
5. Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы. Что такое «слышать голос ребенка»? Это понимать то, что ребенок на самом деле хочет сказать, ребенок может молчать, но воспитатель «слышит голос ребенка», понимает что он думает, понимает что ребенок хотел бы сказать. Это и есть умение «слышать голос ребенка». Это технология должна быть использована во всех формах взаимодействия: занятиях, играх, в течении всего дня.
6. Предметно-пространственная среда создается по-новому с учетом пространство детской реализации, а именно предметно-пространственная среда создает детям возможности найти интересные занятия по собственному интересу и самостоятельно заниматься.
7. Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.
8. Создание пространства детской реализации как основного инструмента развития личности ребенка.
Издатели рекомендуют воспитателям хоть раз пройти тренинг, чтобы понять и почувствовать, что же это такое — круг, и что такое развивающий диалог, как уметь «слышать голос ребенка» и как утренние взаимодействия с детьми превратить в один из элементов пространства детской реализации. Один из важнейших элементов формирования личности ребенка — когда мы даём ему возможность и подумать, и высказываться, и себя проявить.
Так же издатели программы, говорят, что программа в идеале работает когда оптимальный размер детской группы — 15 детей и двое взрослых, и в помощь решения этой проблемы было направлено письмо Президенту Российской Федерации о рассмотрении данного вопроса. А пока умные головы думают, мы с вами продолжаем работать с тем, что есть. И стараемся обеспечить нашим воспитанникам счастливое детство.