Надежда Ошмарина
Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает общественное дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Публикация «Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", Законе "Об образовании в Российской Федерации", «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Одно из достоинств, программы «Детский сад – дом радости» (авт. Н. М. Крылова, которую я реализую, это продуманная целостная система сотрудничества с семьей, которая включает в себя не только психолого-педагогическое просвещение, но также и непосредственное участие родителей в образовательном процессе группы. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагогу необходимо хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Изучение семьи воспитанника позволяет мне, как педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями и спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Самыми эффективными методами изучения семьи, считаю:
- Знакомство с каждой семьей, вначале учебного года организую в форме «Родительских встреч», для участия в которых каждый родитель совместно со своим ребенком готовит презентацию на тему «Я и мой ребенок».
- Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей).
- Выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей, предлагаю родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок, его индивидуальные особенности».
Во взаимодействии с родителями я не отказываюсь от традиционных форм: родительских собраний, индивидуальных консультации, бесед. Данные мероприятия организую таким образом, чтобы информация усваивалась не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, «круглый стол», психологические тренинги, «Встреча со специалистами» т. д. Они направлены на знакомство родителей с «программой», по которой работает детский сад, с возрастными особенностями и возможностями детей и т. д.
Но более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями считаю нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер- классы, интерактивные игры, ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. В таких формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.
Остановлюсь кратко на каждой из них.
Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в образовательный процесс ДОУ - является метод проектов, в результате которого повышается активность родителей в делах группы. И ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, в дальнейшем сделает сам. В нашей группе были организованы проекты в соответствии с тематическим планированием:
- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;
- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;
- Индивидуальные: «Мои увлечения»;
- Исследовательские: «Путешествие капельки».
Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело - поговорить и рассмотреть иллюстрации и совсем другое рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело с мамой и папой ехать в гости к бабушке на поезде. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями: что-то уточнить, некоторые впечатления расширить, ну а о чем-то впервые узнать.
Результатом деятельности по проектам становились: выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.
Моя практика использования проектного метода показывает, что меняется отношение родителей к содержанию деятельности детей.
На основе рекомендаций Н. М. Крыловой, я разработала алгоритмы подготовки и проведения родительских мастер-классов. Родительский мастер-класс – это такая форма совместной партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-классов в нашей группе, как правило, становятся профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и т. д. Например, за последние 2 года в нашей группе были организованы мастер-классы «Веселые нотки», «В шахматном королевстве», «Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе мы проводили родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама воспитанницы моей группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы техники рисования, в результате у нас получился коллаж «Зимние забавы».
Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки. Приглашая родителя для проведения мастер-класса, необходимо учитывать его индивидуальные особенности (темперамент, культура общения, его отношения с собственному ребенку и к детям вообще. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и бабушки, близкие родственники воспитанников.
Родитель - мастер должен понимать значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы. Поэтому так важно своевременное информирование родителей о том, чем мы занимаемся в детском саду. Это не только информационные стенды, фотовыставки «А у нас в детском саду», видеофильмы, но и приглашения на занятия, проведение совместных мероприятий (развлечения, праздники, походы и т. п.).
Результаты родительских мастер-классов мы транслируем через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов, записываем рассказы детей в их речевых дневниках.
По моему мнению, данная форма взаимодействия с родителями, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ, очень эффективна. Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач.
Новой, интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является интерактивная игра, позволяющая родителям лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственных взаимоотношений со своим ребенком. Посредством интерактивной игры можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. И меня и родителей данная форма привлекает тем, что носит игровой характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию испытания и дарит радость открытий. Мною были организованы следующие игры: «Это мой ребенок», «100 к одному», «Счастливый случай» целью, которых: выбрать тактику правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В ходе игры родителям предлагаются : выставка рисунков, видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем мире. В ходе игры каждый родитель задумывается над тем, не потерял ли он в повседневной суете свое главное предназначение – материнство и отцовство.
Еще одной из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ считаю ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. Я предлагаю родителям оформить информацию о своем ребенке, вместе с ним подбирать фотографии и составлять рассказы от лица ребенка. Постепенно Портфолио пополняется фотоматериалами и публикациями о жизни детей в детском саду и дома.
В ходе такого сотрудничества я отметила активность родителей, а также желание участвовать в педагогическом процессе, выросли такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Проведя анализ работы, видно, что по результатам диагностики в группе на 30% увеличилось число родителей – активистов; на 40% выросло количество родителей – исполнителей, на 50% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.
Свое выступление хочу закончить словами В. А. Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
Список литературы.
1. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
2. Кисилева Л. С., Данилина Т. А, Лагода Т. С. Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.
3. Крылова Н. М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –М. : ТЦ Сфера, 2013.
4. Маейр А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.
5. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.