Елена Каленова
Консультация «Новые подходы к оздоровлению детей в условиях детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, этап становления его социальности, развития личностных качеств, обогащения мировоззрения, освоения ребенком культуры общества. И одной из наиболее важных проблем современного дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
По данным Научного Центра здоровья детей РАМН более 60% дошкольников обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 25% дошкольников поставлены конкретные диагнозы. Уровня школьной зрелости в 6-7 летнем возрасте достигают лишь 30% детей. И это очень печально.
Публикация «Консультация „Новые подходы к оздоровлению детей в условиях детского сада“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
По данным НИИ дефектологии РАО школьная неуспеваемость обусловлена различными состояниями интеллектуальной недостаточности и незрелости эмоционально-волевой сферы, что характеризуется недостаточной сформированностью психофизиологической структуры организма: нескоординированной работой верхней части тела с нижней, правой с левой, гипервозбудимостью, плохой осанкой, замедленным переключением с одной деятельности на другую, сложностью восприятия учебного материала, слабым развитием системы равновесия, слабой ориентацией в окружающем пространстве и в схеме собственного тела.
Для того чтобы справиться с этими трудностями, необходимо организовать жизнедеятельность детей так, чтобы она обеспечивала сохранение и укрепление их здоровья. В условиях моей группы это возможно. Группа, в которой я работаю – логопедическая. Помимо того, что ее посещают дети, у которых не все благополучно в плане здоровья, у них еще большие проблемы с речью. Страдает звукопроизношение, грамматический строй речи, на низком уровне связная речь. И, конечно же, основная задача – коррекция и развитие речи детей.
Становление речи очень тесно связано с развитием общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, чем качественнее он выполняет разные виды движений, чем больше групп мышц заняты в движении, тем лучше развивается его речь.
Я использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы к совершенствованию физического здоровья дошкольников. Это разные варианты оздоровительных физкультурных занятий: игровые, сюжетные, занятия на тренажерах и спортивных комплексах, танцевальные занятия. Такие виды занятий дают тренировочный эффект, оздоравливают, развивают выносливость, дают детям мощный эмоциональный заряд, поднимают настроение, повышают физическую активность детей. Главное условие их организации – занятия должны нравиться детям и проходить весело.
Игровые занятия состоят только из подвижных игр или народных игр различной степени нагрузки, которые обязательно чередуются с дыхательными упражнениями и расслаблением.
Сюжетно-игровые занятия, где все содержание занятия подчинено единому сюжету. Дети отправляются в путешествие, спешат на помощь или превращаются в артистов цирка, зверят, морских обитателей. Это повышает эмоционально-положительную окраску физкультурного занятия.
Занятия на тренажерах и спортивных комплексах дают большой оздоровительный и тренирующий эффект. Дети имеют возможность выполнять упражнения на развитие определенных групп мышц, повышается выносливость и сила.
На танцевальных занятиях дети выполняют танцевально-ритмическую разминку под музыку, хороводы, танцы, подобранные по степени увеличения нагрузки. Современные исследования доказывают, что танцы эффективно повышают функциональные способности организма.
В основе занятий-тренировок лежит основной вид движения – бег. Проводятся такие занятия на свежем воздухе, и направлены на развитие выносливости и тренировку кардио-респираторного аппарата детей.
Снять мышечное напряжение помогают занятия по психогимнастике, разработанные в технологии «Двенадцать месяцев» Е. В. Вербовской. Занятия помогают научить ребенка ориентироваться в схеме собственного тела, контролировать мышцы лица, помогают в развитии внимания, памяти, творческих способностей. В процессе упражнений дети обучаются выразительным движениям. А выразительные движения – это компонент эмоций. Наша задача – учить детей регулировать эмоции, подчинять их воле, разуму. Такое обучение происходит в игровой форме, когда вместе с детьми создаем свои образы, придумываем свои движения.
Например «Осьминог», «Птичка», «Бабочка» - изображается руками история, которую рассказывает воспитатель. Другие истории изображаем другими частями тела: «Любопытный нос», «Несговорчивые ушки» : Голова потянулась вверх. Но правое ухо прислушалось и повело всех вправо. «Стоп!» - сказало левое ухо и потянуло всех в свою сторону. Вот так они и слушали, что справа говорят, что слева: туда-сюда. … Все равно толком ничего не поняли.
Такого типа игровые задания включаем в разные виды занятий – развитие элементарных математических представлений, развитие речи, ознакомление с окружающим и др. используем на физкультуре, в подвижных играх, а также один раз в неделю занимаемся психогимнастикой. Детям такие игры-занятия очень нравятся.
Строя свою работу по психофизическому развитию, мы стараемся, чтобы физическое воспитание заряжало положительной энергией. Играя, ребенок оздоравливается, развивается, происходит его обучение и воспитание.
Конечно же, для решения такой сложной социальной задачи, как укрепление здоровья детей и обеспечение их гармоничного развития, важно объединение усилий родителей и воспитателей. Только при таком условии возможно гарантировать эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду и дома. Для родителей мы проводим
o беседы и практикумы «Роль закаливания и физические нагрузки в развитии детского организма», «Упражнения от усталости» (если устали глаза, спина, ноги, руки)
o совместно составляем режим физических нагрузок своих детей на заседаниях «Круглого стола»
o совместные спортивные и культурно-досуговые мероприятия: праздники, экскурсии, поход выходного дня
o встречи со специалистами – психологом, врачом, инструктором по плаванию и др.
o изготавливаем нетрадиционное физкультурное оборудование для занятий с детьми в группе, на участке.
o каждое физкультурное занятия всегда открыто для посещения родителей, которые хотят увидеть, какой двигательный опыт накоплен у детей.
o выпускаем фоторепортажи о наших достижениях и собираем семейные «фотосессии» о домашней физкультуре.
Такое взаимодействие помогает родителям обогатить свой опыт общения с ребенком, понять процессы развития ребенка, укрепить его психическое и физическое здоровье, осуществлять профилактику отклонений в развитии.