Алевтина Никитенко
Новые подходы к обучению чтению детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями рассматриваются в методических разработках Е. В. Колесниковой, Л. М. Козыревой, С. П. Цукановой,
Л. Л. Бетц, О. С. Гомзяк, Л. Р. Лизуновой, Г. А. Глинки.
Публикация «Новые подходы к обучению чтению детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Более тридцати лет продуктивной деятельности Елены Владимировны Колесниковой позволили выработать авторскую технологию обучения дошкольников грамоте. Программа рассчитана на 3-4 года систематических занятий в дошкольном учреждении.
Вопреки модной тенденции учить детей читать как можно раньше, Колесникова Е. В. отводит целых два года на добуквенный период. В это время малыши учатся слушать и слышать, тренируя звуковое восприятие. Позже это поможет ребёнку грамотно писать, используя навыки звукобуквенного анализа. Уделяется внимание и формированию графических навыков, подготовке руки к письму. С пяти лет вводится буква, и дошколёнок познаёт азы чтения.
Обучение элементам грамоты проходит в игровой форме, дети выполняют интересные задания, отгадывают загадки и записывают ответ. Используя знания на практике, малыши уверено и стабильно продвигаются в овладении родной речью. Благодаря оригинальной методике происходит развитие способностей к чтению, и закладывается потребность читать самому.
Программа «От звука к букве» основана на фундаментальных исследованиях корифеев отечественной психологии Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и
В. В. Давыдова. Постепенно вводя детей в мир звуков и слов, она развивает навыки звукобуквенного анализа и правильное произношение, а также готовит руку к письму.
Методические рекомендации по обучению грамоте Е. В. Колесниковой
включают два периода: первый связан с овладением звуковой стороной речи и ориентировкой в ней; второй – с освоением знаковой системы языка (Д. Б. Эльконин). Поэтому курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко – буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребенка к письму. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии. В процессе обучения грамоте по данной технологии у детей можно сформировать первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком; знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки. Дети сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Светлана Петровна Цуканова и Лидия Львовна Бетц предлагают комплект пособий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Методика, разработанная, этими авторами поможет логопеду организовать, спланировать и провести эффективную коррекционную логопедическую работу. Обучение детей по разработанной этими авторами технологии дает возможность воспитать у детей внимание к звуковой стороне речи, сформировать фонематическое восприятие, умение характеризовать звуки, выделять их из состава слова, дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, анализировать и синтезировать слоги и слова, составлять звуко – слоговые схемы слов, сформировать навык чтения слогов и сознательного чтения слов и предложений, сформировать лексико – грамматический строй речи. На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений разных конструкций, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам.
Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
Лариса Михайловна Козырева в своей технологии обучения чтению придерживается основных принципов Д. Б. Эльконина: продолжительный добукварный период работы над развитием навыков звукового и звукобуквенного анализа, использование игровых приемов, работа над развитием фонематического слуха. При обучении чтению именно развитый слоговой анализ сможет затормозить появление так называемого побуквенного чтения, избавиться от которого детям бывает очень трудно.
Буквы как картинки ребенок может запомнить достаточно рано, но практического применения это знание не получит до тех пор, пока у него не сформируется осознанное отношение к слову. Ребенок начнет читать только тогда, когда звуковая оболочка слова перестанет быть прозрачной для него.
По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Оксана Степановна Гомзяк предлагает учебно – методический комплект с упражнениями по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы. В ходе выполнения предлагаемых игровых упражнений дети познакомятся со звуками русского языка, научатся их анализировать и синтезировать, разовьют фонематический слух и восприятие. От знакомства со звуком дети плавно переходят к знакомству с буквой, которая служит зрительной опорой. Игровые задания помогут развить мелкую моторику рук
(печатать букву, выполнять задания по штриховке, обводить по контуру, устранить недостатки в развитии лексико- грамматического строя речи.
Галина Андреевна Глинка разработала учебное пособие «Буду говорить, читать, писать правильно», которое призвано помочь логопедам, которые работают с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, в плане формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, профилактики дисграфий и дислексии, обучения письму печатными буквами и чтению.
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с ребенком, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения — буквы.
В самом начале обучения перед тем, как услышать слог, ребенок собственноручно под руководством взрослого материализует звуковой состав этого слога: рисует в заданной последовательности красный и черный кружки. Далее взрослый произносит слог, последовательно выделяя интонацией звуки этого слога. Ребенок аналогичным образом повторяет слог, затем, указывая на соответствующие кружки, последовательно называет звуки слога. После этого ребенок читает слог, многократно пишет его, глядя на образец, и наконец, пишет слог самостоятельно, проговаривая его вслух и интонируя при этом известным образом.
Именно таким способом формируемые навыки звукового анализа становятся в начале обучения надежной, естественной компенсаторной опорой центральной нервной системе больного ребенка в плане коррекции и формирования всех компонентов речи.
Собственноручное написание слогов и слов дает ребенку дополнительные возможности УВИДЕТЬ и кинестетически ОЩУТИТЬ графические изображения выделяемых звуков. (Качество этих написаний, с точки зрения каллиграфии, совершенно несущественно.)
Необходимость в предваряющем звуковой анализ собственноручном изображении кружков, написании слогов и слов под кружками весьма быстро отпадает. При таком подходе к обучению дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане. При дальнейшем обучении в качестве вспомогательных средств используются готовые схемы слов в виде кружков, позднее — в виде горизонтально расположенных клеточек. Однако опыт написания слогов и слов под кружками оказывается полезным и впредь. Так, в случае затруднений ребенка в звуковом анализе слов взрослый кружками изображает звуковой состав «трудного» слова, ребенку же предлагается написать данное слово под кружками. Определенный кружок при этом выступает в роли визуальной подсказки.
В результате одновременного изучения с первых же дней и звуков и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребенку в автоматизации звуков, их дифференциации. Читая слова с автоматизирующими звуками, ребенок, как правило, не допускает искажений этих звуков, а специальной работы над дифференциацией ни в устной, ни в письменной речи практически не требуется.