МААМ-картинки

Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста

Виктория Баклыкова
Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.

Публикация «Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного.

В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.

И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИО-ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИКА

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социоигровой педагогики : Е. Шулешко, А. Ершова, В. Букатова, описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них.

В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы.

И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. А социоигровая технология, возникшая на сопряжении премудростей театральной педагогики, детских фольклорных игр и замечательных идей Е. Е. Шулешко, позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, ребёнок выступает здесь как субъект деятельности.

Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.

Один из авторов этой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит:«У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле…»

Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно– ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!

Образно говоря, если в наглядном обучении педагог выполняет роль музыканта-исполнителя, а дети – роль зрителей, то в социоигровом подходе их роли меняются: дети сами становятся исполнителями, а педагог дирижером. И если мы хотим научить детей играть на музыкальных инструментах, то другого пути у нас нет.

Социо–игровой стиль ориентирует педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.

Подобное происходит, когда на занятиях:

--- используется работа малыми группами,

--- обучение детей сочетается с их двигательной активностью.

Соединение этих двух условий уже создаёт социоигровую атмосферу на занятии. Некоторые осторожные воспитатели предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает занятие в «беззаботную развлекаловку».

Сохранять и поддерживать деловую направленность увлечённости детей помогают премудрости театральной режиссуры:

--- смена темпа и ритма,

--- смена лидерства,

--- смена мизансцен.

Тогда игровая атмосфера на занятиях перестаёт мешать деловой напряжённости. Их гармоничное сочетание становится залогом эффективности обучения на занятиях.

Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.

Социоигровая технология наиболее ориентирована на старший дошкольный возраст, в младшем возрасте используются игры социоигровой направленности и небольшие задания в парах.

Оптимальными, для продуктивного общения и развития являются объединения в малые группы в младшем возрасте в пары и тройки, а в старшем – по 5-8 человек.

В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Как правило, мы не учитываем, не знаем и не анализируем закономерности возникновения и существования таких микрогрупп, но именно в них таятся корни успеха учебного процесса. Как в сложившихся группах, так и в заново возникающих при самостоятельном делении детей (например, с помощью считалочек) внутренние отношения остаются неформальными.

Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – всё это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе, находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело педагога.

Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.

При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.

ВАРИАНТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В МАЛЫЕ ГРУППЫ.

• Объединение детей по их желанию, сходству, жизненным ситуациям (перечислить примеры, 2-4 проиграть)

• Объединение детей по слову, движению, действию. Опора на расчет детей по порядку (перечислить, несколько проиграть)

• Объединение детей по разрезному материалу (аналогично)

• Объединение детей по отдельным предметам, объединённым одним названием (признаком) .

• Объединение детей путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок.

Объединить слушателей в три компании и предложить ответить на вопросы по данной теме.

Вопрос 1 команде слушателей:

- Как вы думаете, с какого возраста может начинаться работа малыми группами?

Работа малыми группами может начинаться в средней группе парами, но даже и в этой группе эпизодически нужно организовывать работу в тройках, а в старшей и подготовительной и тем более. Работу тройками организовывается чаще, чем работа в парах. В социоигровой педагогике есть правило, что эти тройки или пары не должны оставаться одними и теми же, в течение одного занятия они могут меняться. Работая в подгруппе, дети должны знать, что такое сговор.

Рассадку детей подгруппами можно и нужно сохранять на всех занятиях, требующих пребывания за столами. Иногда команды работают как единое целое, а иногда и каждый в команде – самостоятельно.

Вопрос 2 команде слушателей:

- Вспомните 3 составляющие социоигрового стиля?

• Смена мизансцены,

• Объединение в подгруппы, пары и работа в них,

• Движение (слушают, говорят, делают) .

Вопрос 3 команде слушателей:

- Как понять, присутствует ли социоигровой стиль в

работе педагога? (ответы педагогов)

Главный показатель: интересно детям на занятии или нет? Занимаются ли они своими делами или это дело им «навязал» взрослый?

Что же говорит В. М. Букатов по этому поводу:

• Если дети на занятии были малоподвижными, то социоигрового стиля скорее всего не было;

• Если на занятии не было хотя бы 2-3 смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то можно смело утверждать, что занятие было не вполне социоигровым;

• Если по ходу занятия дети не объединялись в малые группы, или эти группы не вступали между собой в общение (а только с воспитателем, то даю голову на отсечение – «социоигровая педагогика и близко не лежала…»

Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике включает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.

Так как социоигровая технология предполагает смену мизансцен, способствующая снятию физического и эмоционального напряжения, поэтому необходимо задействовать всё пространство группы, спальни и приёмной. Поддерживать ритм и темп деятельности детей поможет ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Что поможет понять, что каждое задание имеет начало и конец, и требует определённой сосредоточенности. Для получения задания, детьми в микрогруппах выбирается посыльный. А также выбираются дети, которые будут презентовать выполненное задание. Состав микрогрупп, их количество и численность должны меняться в процессе организованной деятельности.

Основной идеей социоигровой технологии является организация собственной деятельности детей – это та деятельность, которой ребёнок хочет заниматься, и в которой он делает, слушает, смотрит, говорит.

Публикации по теме:

Формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста «Экономика - есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». ЛОРЕНС ПИТЕР Актуальность проекта:.

Методические рекомендации для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2015 в 15:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социоигровые технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Баклыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД