Ольга Тарасова
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Новизна, актуальность
и педагогическая целесообразность.
Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь детей.
В общеобразовательной школе компьютеры появились сравнительно давно. Быстрая смена поколений компьютеров, их характеристик и возможностей требует использования эффективных педагогических средств. Под новыми информационными технологиями для дошкольного и младшего школьного уровня образования, таким образом, следует понимать не обучение детей адаптированным школьным «основам информатики и вычислитительной технике», «детской алгоритмике», а создание новых, компьютерных программ и современных педагогических методов их использования,иными словами компьютер становится развивающим средством самостоятельной деятельности ребенка. Авторами первых программ обучения компьютерной грамотности были специалисти НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, ЦНИИ «Электроника» А. В. Запорожец, Ю. М. Горвиц, Н. Н. Поддьяков. Адаптировала данную технологию для дошкольников посредством игры С. Л. Новоселова. Представленная мною образовательная программа является обобщением опыта на основе Программы образовательных учреждений в РФ, (начальные классы, но с дополнительными разработками для детей старшего дошкольного возраста. Психологи утверждают, что основные структуры мышления формируются с 5 до 10 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, в рамках эксперимента, при открытии в прогимназии 1 класса шестилеток мы продолжили эту работу в начальной школе. Пришлось из мелких крупиц самим выстраивать систему работы с 4 до 11 лет. Разработанное перспективное планирование по обучению компьютерной грамотности обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. Проанилизировав различные программы и методические пособия для начальной школы, я сделала вывод, что данные методические пособия не обеспечивают преемственность между дошкольным возрастом и начальной школой. Целостной программы для детей этого возраста нет, пришлось разрабатывать единую технологию на основе различных программ для детей с 4-х лет.
Публикация «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель представленной мною работы – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Ожидаемые результаты: По окончании обучения в МОУ «Прогимназия» учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни:
• осознавать потребность в дополнительной информации;
• определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
• анализировать полученные из наблюдений сведения;
• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
• объединять предметы по общему признаку;
• различать целое и части;
• представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
• составлять и исполнять несложные алгоритмы;
• создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
• использовать информацию для принятия решений;
• использовать информацию для построения умозаключений;
• понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни;
• работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
• создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
• производить поиск по заданному условию;
• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Данная цель и прогнозируемые результаты определили конкретные задачи моей деятельности:
- создание и укрепление предметно-развивающей среды и ресурсной базы прогимназии как необходимого условия осуществления модернизации и повышения качества образовательного процесса, обеспечения активности детей на занятиях, уроках и в нерегламентированной деятельности;
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
- дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Диагностика
1 Эмоциональное отношение к комп. играм.
2 Усвоение навыков управления комп. (в соответствии с возрастом)
3 Самостоятельность деятельности
4 Уровень творческой направленности
Пути решения: Чтобы соответствовать требованиям времени и высокому званию «учитель» постоянно повышаю свой профессиональный уровень - прорабатываю методическую литературу, занимаюсь самообразованием, регулярно повышаю свою квалификацию на различных курсах.
Создание условий:
Наш компьютерно – игровой зал функционирует с 1987 года. Первоначально он был открыт для работы с дошкольниками, и по нашему опыту работы было издано методическое пособие. Ребята работали на компьютерах «Электроника». Благодаря шефам, дети быстро освоили способы управления играми (клавиатуры были модернезированны - сделаны накладки с графическими изображениями для каждой программы).
Однако, в 1993 году, в связи с открытием начальной школы, нам пришлось полностью пересмотреть перспективно – тематическое планирование (см. Приложение №1) в целях обеспечения непрерывности и преемственности обучения по данному вопросу между детским садом и школой. А в 2008 году на него было получено экспертное заключение заключение № 125 от 14 июня 2006 года ГОУ ДПО НИРО. Так же в в многофункциональный набор компонентов компьютерно – игрового класса входят:
- компьютеры – 11 шт
- мультимедийная установка;
- корпусная мебель, столы (соответствующие новым санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам для ДОУ и школ, постановление от 26.03.03 № 24).
- игротека учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров, диагностических игр, обучающих контролирующих программ, поддерживающих традиционное обучение (В процессе работы с такими программными средствами учащийся с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны, повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам);
- наборы твердых и мягких игровых модулей;
- обычные и нетрадиционные игры и игрушки.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по всем предметам в нашей прогимназии являются занятия и уроки. Они проводятся 1 раз в неделю по подгруппам 10 -12 человек, так как каждому для успешной деятельности необходимо работать на отдельной машине. Так же для всех желающих работают студии. Студийная работа проводится 1 раз в неделю, по подгруппам 6 – 8 человек. Большое внимание уделяется индивидуальной работе.
Для того, чтобы включить детей в активную работу на занятиях уроках, я использую следующие развивающие методы и приёмы :
В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на моих занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Детям нравится яркая подача материала, эмоциональная окраска, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Передо мной стоит ответственная задача - добиться усвоения программного материала по данному курсу в полном объеме каждым ребенком. Одним из способов успешного обучения учащихся, как я убедилась, может быть применение разноуровневых заданий на уроке.
Взаимосвязь с другими педагогами
На протяжении всего существования компьютерного класса, взаимосвязь с другими педагогами всегда четко прослеживалась,
С внедрением проекта «Компьютер – школьнику», качественно изменилось обучение, предъявляются новые требования к овладению детьми пользовательскими навыками. Это подтолкнуло к установлению более содержательных деловых контактов со всеми педагогами, психологом. Совместно решались проблемы по содержанию компьютерных программ, сроках их внедрения. Воспитателям даны рекомендации по использованию программ в повседневной учебно – воспитательной работе, во вне урочное время, дома. Систематическая связь с воспитателями осуществляется и путем индивидуальных консультаций, бесед в связи с перспективным и календарным планированием.
Взаимосвязь с родителями
Согласно плану МОУ для родителей каждой возрастной группы детей мною организуются открытые занятия, в непринужденной беседе показываются те или иные программы, демонстрируя, как развивается мышление, речь, воображение и др. Предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке, подборки программ для домашней игротеки, выполнения СанПид норм.
В целях возрождения традиций семейного воспитания и вовлечения родителей в единое образовательное пространство, на основе дифференцированного подхода с учетом многоаспектной специфики каждой семьи (возраста, образовательного уровня, материального состояния, социально-эмоционального благополучия и т. д.) разработаны нетрадиционные формы общения с семьей, включающие, кроме родительских собраний, устных журналов, консультаций и бесед, Дней открытых дверей, разнообразные тренинги, «телефон доверия», совместное проведение занятий и досугов, клубы по интересам, родительские гостиные, семейные и межсемейные проекты, аукционы, вернисажи и т. д. В МОУ «Прогимназия № 117» успешно работает Попечительский совет, помогающий решать проблемы содержания материальной базы учреждения и разностороннего развития детей.
Срезовая диагностика учащихся 1 – 4 классов