Бойцова Яна
Новая образовательная технология — «Развивающий диалог» в соответствии с ФГОС до и программой «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое развивающий диалог? Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.
Публикация «Новая образовательная технология — „Развивающий диалог“ в соответствии с ФГОС до и программой „От рождения до школы“» размещена в разделах
Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)
Основные признаки развивающего диалога :
• Проблемная ситуация;
• Дети активно включаются в диалог : задают вопросы, поддерживают беседу, детям интересно мнение других, проявляют своё отношение к сказанному, высказывают своё мнение, аргументируют своё мнение;
• Использование новых слов;
• Появляются суждения.
Какие задачи стоят перед педагогом?
«Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве» Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова
Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.
Структура развивающего диалога :
• Проблемная ситуация;
• Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации;
• Обсуждение проблемы;
• Структурирование ответов детей;
• Анализ высказываний;
• Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы);
• Проверка гипотезы и вывод.
Основная цель развивающего диалога - помочь развитию творческого, продуктивного диалектического мышления дошкольника (форма мышления, позволяющая видеть противоречия в объектах познания и продуцировать на структурного преобразования этого противоречия новые идеи). Действия диалектического мышления - обнаружение, постановка и решение диалектических мыслительных задач :
- диалектическое превращение – базовое действие творческого мышления, когда для любой идеи всегда существует противоположная;
- диалектическое объединение – появление чего-то нового в объекте через внутреннюю борьбу противоположностей;
- диалектическое опосредствование – предполагает способность находить такое решение, когда взаимоисключающие потребности реализовываются в конкретных действиях и в результате удовлетворяются;
- диалектическое обращение – предполагает, что результат того или иного процесса является его началом, а начало, наоборот, является состоянием, к которому процесс стремится;
- диалектическое отождествление - противоположности рассматриваются как одно и то же.
Три задачи развивающего диалога : 1. Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения); 2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности; 3. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
Как сделать диалог развивающим?
Педагог – модератор:
• Ставит проблему;
• С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
• Не прерывает и не торопит детей;
• Не даёт готовых ответов;
• Использует противоречия;
• Аргументирует свой ответ.
• Старается не упустить ни одного ребёнка;
• Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
• Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.
Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов: создание проблемных ситуаций; постановка проблемных вопросов; работа с правилами; круги доверия (работа в парах, мини группах).
Что должен учитывать воспитатель?
- Интересы и потребности детей;
- Опыт;
- Возраст;
- Индивидуальные особенности детей;
- Текущие события в группе.
Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций: Задаётся проблемный вопрос (Как вы думаете? Как вы считаете). Выдвигаются версии детей с обоснованием; Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии. Возвращаются к проблемному вопросу и обосновывают сосуществование двух версий. В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. Существуют вопросы следующего характера: Субъективный (Что вы думаете об этом, Уточняющий (Верно ли, Почемучкин (Объясните, почему, Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие, Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если).
Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т. д).
Ну и как последний этап - круги доверия (утренний круг) которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.
Образовательные результаты : -Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности. - Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. - Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила. - Ознакомление с окружающим миром, развитие речи. - Обеспечение эмоционального комфорта. Показатели успешности проведения развивающего диалога : 1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми). 2. Содержание диалога переходит на новый уровень: охвачено большинство детей; проявляют своё отношение к сказанному; высказывают своё мнение и аргументируют его. 3. Возникает диалог между детьми.
Технологию «Развивающий диалог» рекомендуется использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда). На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос «Почему?» используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.
Список используемой литературы
1. Программа «Истоки» : Базис развития ребенка-дошкольника/ Т. И. Алиева [и др. ] : Науч. ред. Л. А. Парамонова и др. – М. : Просвещение,2003 – 335 с.
2. Программа воспитания в детском саду/ Под ред. М. И. Васильевой. –М. : Просвещение, 1962 – 174 с.
3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2001 –С. 126-144.
4. Чулкова А. В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. – Волгоград: Перемена, 2003 – 168 с.
Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой «От рождения до школы», МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014