Ирина Дуркина
Нормы развития речи с 1 года до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Нормы развития речи на втором году жизни малыша.
Оценивать речь ребё нка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни :
• малыш отвечает на простые вопросы;
• он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
• ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
Публикация «Нормы развития речи с 1 года до 7 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
• его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
• к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
• он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
• он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
• ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
• начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик — кубики, уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик);
• он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
• малыш может показать две - три части тела или больше;
• слушаетпотешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.
Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь.
Норма речевого развития от 2 до 3 лет.
Ребёнок этого возраста, с которым с первых месяцев жизни активно общались, занимались родители, свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.
К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостаёт большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять.
Уровень речевого развития у детей от 2 до 3 лет зависит от ситуации, в которой ребёнок находится. Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы, произносимые малышом, чаще всего просты, хотя в них к концу третьего года могут появиться дополнения, обстоятельства: «Девочка едет на санках», «Собака быстро бежит».
Ребёнок задаёт вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещё не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шепотная речь.
Особенности развития речи детей 3–4 лет.
В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь, возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?»
Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед).
Речь малыша 4-го года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».
Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик.
Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию 4 лет малыш приходит с такими достижениями:
• Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
• Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
• В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
• Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
• Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.
Норма развития речи детей 4 – 5 лет.
Состояние детской речи в возрасте от четырё х до пяти лет может быть очень разным: от идеального владения возможностями родного языка до очень невнятных высказываний со скудным словарным запасом и массой грамматических ошибок.
Ориентиры, на которые можно опираться, анализируя состояние речи детей :
• ребёнок пятого года жизни употребляет слова точно по смыслу;
• кроме основных частей речи он активно пользуется прилагательными, наречиями, местоимениями;
• дети могут достаточно полно описать игрушки, предметы, картинки;
• большинство звуков произносятся чётко и правильно, хотя может быть ещё не освоена артикуляция [л] и [р];
• он в состоянии управлять громкостью своей речи, умеет говорить шёпотом;
• темп высказываний средний, без замедленности и чрезмерной торопливости;
• при декламации стихов, рассказывании сказок дети пользуются выразительной интонацией.
На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, замечать эти нюансы в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям интересный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им с большим артистизмом рассказывать стихи, выученные наизусть.
Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.
Норма развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет.
Старший дошкольник в этом возрасте почти не делает грамматических ошибок. Иногда он может неверно поставить ударение в малознакомых словах, употребить существительное в ошибочной форме. Если взрослые указывают на допущенные ошибки, то дети в большинстве случаев их уже не повторяют. Ребёнок шестого года жизни развёрнуто отвечает на вопросы взрослых, делает это чётко и внятно произнося слова.
Он может составить рассказ по картинке или по серии последовательно расположенных картинок, придумать начало и окончание истории, придумать самостоятельно сказку или рассказ, пересказать прочитанные ему произведения. Описывать предметы пятилетний ребёнок тоже умеет, так же как и отыскивать предмет по описанию взрослого.
Дети этого возраста могут говорить громче и тише, быстрее и медленнее, шёпотом. Рассказывая стихи и сказки наизусть, пятилетние дети делают это очень артистично, подбирают нужную интонацию, вовремя делая остановки, предусмотренные автором. Они могут подобрать похожие или противоположные по смыслу слова. Например, грустный – это значит… невесёлый, печальный. Начинают активно использовать приставочные глаголы. Например, этот кран открыт, а этот… закрыт.
Дети продолжают классифицировать слова по группам: ёлка, берёза, осина, сосна – это деревья. Аист, ласточка, грач, скворец — это птицы. Творог, молоко, сыр, кефир – это молочные продукты. Практически все звуки дети шестого года жизни произносят правильно, но может встречаться отсутствие или нечёткое произношение звуков [л] и [р].
Нормы речевого развития 6 - 7 лет.
1. Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
2. Может подбирать антонимы, синонимы;
3. Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
4. Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
5. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
6. Использует союзы;
7. Речь связная, логичная, последовательная;
8. Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
9. Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
10. Склоняет по роду, числу, падежу слова;
11. Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
12. Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
13. Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
14. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
15. Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
16. Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
17. Выделяет 4-й лишний.
Развитие речи у детей 6 – 7 лет происходит в процессе игры. Они полноценно используют ее как средство коммуникации со сверстниками, взрослыми. В школе же она станет средством овладения новым видом деятельности — учебной. Вот почему так важно развивать навыки с раннего детства.