Лариса Шиленко
Нормативный проект «Наши правила»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование правил и договорённостей в процессе взаимодействия детей со взрослыми
Важным условием обеспечения психологического комфорта каждому ребенку является предоставление ему возможности свободного выбора видов деятельности, партнеров и игрушек,а также возможности высказывать и отстаивать собственные идеи,мысли и чувства.
Однако в условиях коллективной деятельности важно, чтобы дети понимали и осознавали необходимость согласования собственных действий с действиями других детей и взрослых, которое может достигаться введением правил и договоренностей. При обсуждении этой темы перед нами, воспитателями, встал вопрос: как научить ребёнка не только понимать нормы, но и руководствоваться ими в реальной ситуации.
Публикация «Нормативный проект „Наши правила“» размещена в разделах
При введении правил и договорённостей важно соблюдать следующие рекомендации.
1. Правил и договорённостей не должно быть много. В группе одновременно может действовать не более 1-2 правил.
2. Правила и договорённости желательно формулировать в позитивной форме, избегать слова «нельзя»
3. Правила и договорённости вводятся в группу тогда,когда возникает проблема, которая мешает спокойному и комфортному пребыванию детей. Для этого педагог умело моделирует ситуацию, которая помогает осознать важность введения правила.
4. Правила и договорённости должны быть разумными, логичными, понятными и соответствовать возрастным особенностям детей.
5. Правила должны быть объективными, то есть наглядно обозначены для детей. Так, правила и договорённости принятые совместно, можно нарисовать,написать, наклеить и поместить на видное место в группе в виде плаката, эмблемы, поделки, лозунга.
6. В любых правилах должны быть исключения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка.
7. Педагог первым демонстрирует соблюдение правил и договорённостей и эмоционально поддерживает тех детей, которые тоже их соблюдают.
В нашу группу пришли дети каждый со своим опытом общественной жизни. При наблюдении типичных ситуаций поведения детей, происходящих в группе в течение дня, мы выделили три группы детей.
Первая группа детей испытывала большое недоверие к сверстникам и взрослым. Любое слово, взгляд они расценивали как обиду, защищались криком и дракой. Например, во время одевания на прогулку Костя начал рассказывать о том, какой фильм он смотрел. Егор,перебивая, вступил в разговор, переключая внимание на себя. Костя,поняв, что его не слушают,начал громко кричать.
Вторая группа детей – сторонники «справедливости» .Эти дети всегда знали, как себя нужно вести в создавшейся ситуации. Они очень эмоционально обсуждали происходящее, пытались дать совет. Наглядным примером может служить следующая ситуация. Дети построили из строительного материала дом. София, не договорившись с участниками игры, начала переделывать постройку. Настя стала объяснять,что так не поступают. София сломала постройку. Случился конфликт.
Третья группа детей не вступала в конфликты, они переживали конфликты со стороны. Например : на прогулке Катя поссорилась с детьми. Маша наблюдала за происходящим, не вступая в конфликт. Когда Катя предложила Маше встать с ней в пару, девочка отказалась,так как она боится Катю. После наблюдений ситуаций мы сделали выводы, что чаще в конфликтах участвуют одни и те же дети, имеющие личностные проблемы.
Мы поставили перед собой цель: объединить детей, создав коллектив, который жил бы по единым правилам.
Для достижения цели нужно было научить детей выходить из конфликтной ситуации, не ущемляя ни себя, ни других. Решено было найти общие дела, интересы, которые бы помогли нам объединить и сплотить детей.
Так постепенно в группе появились традиции: празднование дней рождения, утро радостных встреч, встречи с интересными людьми, сладкий вечер, минутки доброты. Все это помогло организовать жизнь в группе.
Большое внимание уделяем организации предметно-пространственной среды группы, которая организовывается исходя из интересов и увлечений детей. В группе установились доверительные отношения между детьми и взрослыми. Мы стали воспринимать детей не как объект для воспитания, а как партнёров по совместной деятельности. У нас с детьми появились общие дела, общие проблемы, которые мы решали совместно.
Традиционно считалось,что детям нужен контролёр (воспитатель,ребенку отводилась роль пассивного исполнителя установленных взрослым правил. Мы в своей работе ориентируемся на ребёнка, стремимся развивать в детях самостоятельность, которая всегда сопряжена с ответственностью. Начиная с младшей группы детского сада, постепенно вовлекали детей в разработку правил, помогали им самостоятельно следовать этим правилам и оценивать своё поведение. Принятие детьми правила, которое они разработали сами, создало чувство причастности и ответственности за его соблюдение.
Для установления особо доверительных и эффективных взаимоотношений педагога с детьми, создания ситуации осознанного отношения ребёнка к своим поступкам и поступкам своих товарищей, их совместного творчества целесообразно использовать метод составления и обсуждения моральных дилемм (затруднительный нравственный выбор между двумя способами выхода из проблемной ситуации). Составление моральных дилемм объединяет детей и взрослых стремлением к совместному творчеству, коллективному переживанию. Они помогают развивать у детей терпимость, готовность принять разные нравственные позиции, проектировать собственное позитивное поведение.
Например, дети часто обзывали друг друга. И мы предложили им обсудить эту проблему. Дети предложили много разных вариантов её решения: наказывать обидчиков, рассказывать родителям, не играть с этими детьми и т. д. Это не помогало. Дети собрались снова, Матвей предложил написать и повесить в группе плакат: "Не обзывай!" Так в группе появилось первое правило, которое было найдено путём совместных поисков. В группе появилась книга правил.
Постепенно книга пополнялась все новыми правилами : «По лестнице можно ходить, но нельзя бегать», «Береги природу» …Дети чётко знали, что можно делать,а что нельзя,и эти знания они получали в ходе собственных поисков. Приведу пример. Дети начали бегать по группе и столкнулись друг с другом. Они собрались и обсудили эту ситуацию. Мы предложили зарисовать выход из создавшейся ситуации. Рисунки были самые разные,но большинство детей пришли к выводу, что бегать нельзя. Дети вновь пришли к запрещающему правилу. Тогда им предложили нарисовать, что можно в группе делать. Дети пришли к выводу, что в группе можно читать, рисовать, лепить, играть в спокойные игры. Так появилось правило :
«Играем в группе в спокойные игры».
Очень часто дети жаловались на то, что их не принимают в игру. Мы предложили им снова самостоятельно найти решение этой проблемы. Как всегда было предложено детьми много разных вариантов: можно вежливо попросить, можно дать свою игрушку… В итоге получилась цепочка действий:
1) зашёл в группу – выбери, во что ты хочешь поиграть;
2) попроси у детей разрешения принять участие в игре;
3) если все роли распределены, предложи свою.
Таким образом, в группе была выработана целая система правил.
Дети постоянно обращаются к книге правил.
Они по - разному усваивают правила. Одни принимают их сразу, и они для них значимы. Другим детям необходимо дополнительно раскрыть смысл правила.
Конфликты и ссоры в группе случаются, но ребята учатся выходить из них более дипломатично. В большинстве случаев ссоры решаются на словестном уровне. Дети уже самостоятельно могут объяснить своё поведение и поведение обидчика.
Правила и договорённости помогают детям подготовиться к взрослой жизни, в которой следовать законам важно и необходимо.