Евгения Скидина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Новый год у ворот»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления с традициями и обычаями празднования Нового года на Руси и в наши дни
Задачи:
• Создать условия для развития познавательного интереса у детей;
• Создать условия для формирования у детей понятия о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения;
• Создать условия для развития художественных способностей детей;
• Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, развития самостоятельности и инициативности;
• Создать условия для воспитания уважения к традициям и обычаям нашей страны.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Новый год у ворот“» размещена в разделах
Материалы: ИКТ; микрофон; музыкальное сопровождение; материалы для изобразительной деятельности; презентация «Традиции и обычаи празднования Нового года в разных странах»; лист ватмана, оформленный в виде письма.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы на тему «Новый год»; заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций в книгах, журнала; беседы; видеофильм «Великий Устюг – родина Деда Мороза».
Словарная работа: кутья, фея Бефана.
Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия
Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
Дети играют в группе Воспитатель : «Я приглашаю вас сегодня поговорить о, а о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Слушайте внимательно.
На первую ступеньку встал парень молодой,
к двенадцатой ступеньке пришёл старик седой,
к двенадцатой ступеньке пришёл старик седой,
на первую ступеньку встал парень молодой.
Что за парень молодой встал на первую ступеньку?
Что за старик седой пришёл к 12 ступеньке?
Что это за ступеньки?»
Воспитатель: «О чём говорится в загадке? Как называется праздник, который мы отмечаем в момент смены старого и нового года?»
Предполагаемые ответы детей: «О старом и о новом годе. Мы празднуем Новый год».
Условия для развития познавательного интереса, мышления детей
Условия для развития речевой активности детей
Основная часть
Дети стоят в кругу Воспитатель: «Да, скоро мы будем встречать Новый год. А вы знаете, что такое Новый год?
Организация игры-интервью «Что такое Новый год?»
Воспитатель: «Как ты думаешь, что для тебя значит Новый год? Зачем нужно наряжать елку? Кто такой Дед Мороз? Где живет Дед Мороз?»
Воспитатель: «Дети, вы знаете, как этот праздник празднуют в разных странах? А вам хотелось бы узнать?»
Дети отвечают на вопросы, передавая микрофон друг другу.
Дети выражают согласие Условия для развития коммуникативных навыков, выражения детьми своего мнения
На экран проецируется презентация
Дети сидят на стульях Воспитатель: «В разных странах свои традиции и обычаи празднования Нового года. Раньше на Руси тоже праздновали Новый год. Праздничная елка была преимущественно детской забавой. Выбрав крепкую красивую ель, обвешивали ее детскими игрушками, яблоками, пряниками, водили вокруг елки хороводы. Разрешалось даже залезать на елку с целью доставать желанные игрушки и сладости. После того, как празднество заканчивалось, оставшиеся игрушки снимали с елки и раздавали детям. Самым вкусным и главным лакомством считался сладкий пирог и обязательно варили сладкую кашу-кутью и пекли блины. В России Новый год принято отмечать в кругу семьи, среди родственников и близких друзей. Подготовка к празднованию длится весь декабрь. В этот период витрины магазинов пестрят новогодними открытками, подарками, яркими вывесками. Главные площади практически всех городов России украшаются огромными елями, под которыми можно встретить Деда Мороза со Снегурочкой. Ежегодной традицией стало выступление президента и бой курантов в новогоднюю ночь. Во многих домах именно украшение елки становится традицией, и занимаются этим, обычно, всей семьей.
В Италии, согласно поверьям, в новогоднюю ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголек.
В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке - сливки, собаке - сахарную косточку, ослику - морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.
В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей на сюжеты старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.
В каждой семье есть свои традиции и обычаи празднования Нового года. Расскажите о традициях вашей семьи.
А у нас в группе есть такие традиции? Какие традиции мы могли бы придумать?»
Воспитатель: «Хорошо, давайте напишем письмо Деду Морозу о подарках, и это станет нашей традицией. Но, так как это традиция нашей группы, посмотрите вокруг, может у нас чего-то не хватает: настольных игр, игрушек, книг и т. д. Давайте попросим у Деда Мороза игрушки не для себя, а для нашей группы» Просмотр презентации
Дети отвечают:
«Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма и другие»
Предполагаемые ответы детей: «Написать письмо Деду Морозу о подарках, которые хотим получить на праздник; дарить подарки друг другу, родным; наряжать ёлку и другие»
Предполагаемые ответы детей: «Новые интересные книги, энциклопедии, куклы, машины и другие» Условия для развития познавательного интереса
Условия для побуждения детей к речевой активности
Дети двигаются по группе Воспитатель : «Предлагаю отдохнуть! Выполняйте действия под слова стихотворения!»
Физминутка: «Посмотри!»
Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Посмотрите – кто идёт?
(правая рука над бровями – посмотреть вдаль)
Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху)
Посмотри! (хлопнуть 3 раза)
Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза)
С бородой пушистой (руками показать бороду)
У него (хлопнуть 3 раза)
На бровях (хлопнуть 3 раза)
Иней серебрится (руками показать фонарики)
Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Каждый год он к нам идёт
(ходьба на месте)
Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Смех и радость нам несёт
(руки на поясе – повороты корпуса)
Посмотри! (хлопнуть 3 раза)
Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза)
С бородой пушистой (руками показать бороду)
У него (хлопнуть 3 раза)
На бровях (хлопнуть 3 раза)
Иней серебрится (руками показать фонарики)
Дети выполняют движения, соответствующие тексту физминутки Условия для двигательной активности детей
Дети стоят полукругом Воспитатель: «Дети, вспомните и назовите сказки, где встречается Дед Мороз, как сказочный герой».
Дети отвечают:
«Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Мороз Иванович», «Суд над декабрем» и другие
Условия для речевого развития детей
Творческая игра «Напишем письма Деду Морозу»
Стол с разнообразными материалами для изобразительной деятельности
Музыкальное сопровождение Воспитатель: «Хорошо, ребята, давайте напишем и нарисуем письма и отправим их Деду Морозу!»
Дети выполняют задание. Рисуют и пишут пожелания, приклеивают на ватман. Условия для свободного выбора изобразительных материалов детьми
Условия для развития самостоятельности и инициативности детей
Заключительная часть
Дети стоят вокруг коллективной работы «Письмо Деду Морозу» Воспитатель: «Дети, что нового вы узнали о празднике? Какая традиция появилась в нашей группе сегодня?»
Воспитатель: «Сегодня, по пути домой, я зайду на почту и отправлю наше письмо Деду Морозу» Предполагаемые ответы детей: «Об истории Нового года, о традициях и обычаях праздника в разных странах. В нашей группе появилась традиция – писать письмо Деду Морозу» Условия для выражения эмоций и мнений детей