лазарева оксана
НОД в старшей группе «Путешествие на Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
«Путешествие на Север»
Образовательная область
познавательное развитие
Подготовил воспитатель старшей группы :
Лазарева Оксана Александровна
Дата: февраль 2017г.
Возрастная группа : старшая
Тема НОД: «Путешествие на Север»
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие.
Публикация «НОД в старшей группе „Путешествие на Север“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Цель:Развивать познавательный интерес к северной части России
Задачи:
• Образовательная:Дать детям более полные представления о диких животных Севера и особенностях их приспособления к окружающей среде. Знакомить с простейшими географическими представлениями. Учить делать выводы на основе простейших экспериментов.
• Воспитательная:Воспитывать бережное отношение к природе и животному миру России,дружеские взаимоотношения между детьми и уважительное отношение к взрослым. Воспитывать чувство гордостиза необъятные просторы Родины.
• Развивающая:Развивать интерес к разнообразию климатических зон России. Развивать способность наблюдать, всматриваться, вслушиваться в явления и объекты природы. Продолжать развивать умение согласовывать слова в предложениях, подбирать прилагательные к существительному, вести диалог. Развивать воображение, творческие способности, волю. Развивать положительные эмоции через художественное слово. Развивать память, внимание. Развивать мелкую моторику рук.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,
продуктивная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,
Методы и приё мы: игровой, словесный, наглядный, художественное слово, практический.
Оборудование: ноутбук, салфетки, емкость с водой, детский крем, клей, кисточка, кусочек льда, снег,
Игрушки: белый медведь, тюлень, кит; бумажный цветик-семицветик, макет корабля.
Иллюстрации: северного сияния и животных севера, айсберга, картина Севера.
Словарная работа: Арктика, северное сияние,
Предшествующая работа: занятие о Севере, просмотр иллюстраций, видеороликов, чтение рассказов, разучивание загадок и стихов.
Содержание организованной деятельности воспитателя и детей
Мотивация деятельности детей.
На столе лежат: кусочек льда, снег, игрушечный белый медведь, пингвин, белёк- детёныш тюленя- накрытые салфеткой.
Воспитатель:- Дети, вам интересно узнать, что лежит под салфеткой? (ответы детей) Воспитатель открывает предметы.
Воспитатель:- Внимательно посмотрите на эти предметы и скажите, где их можно увидеть?
Дети: На Севере
Воспитатель: Правильно! Ещё Север называют Арктикой. Я предлагаю вам совершить путешествие в Арктику.
Основная часть.
Кто покажет на карте России, где находится Арктика? (воспитатель вызывает ребенка к карте). Каким цветом изображена Арктика? (белым) Почему? (много снега) Дети, посмотрите, а наш Саратов находится вот здесь. (воспитатель показывает место нахождения г. Саратова)
Воспитатель: Долгий и сложный путь от Саратова до Арктики.
- Волшебный цветик-семицветик поможет нам быстро добраться в Арктику! (показывает цветик-семицветик) Лепестки у цветика-семицветика разного цвета. Как вы думаете,лепесток,какого цвета, нам надо оторвать, чтобы попасть на Северный полюс? (белого) Кто помнит волшебные слова про цветик-семицветик? (воспитатель предлагает одному ребёнку произнести)
Ребё нок:-Лети, лети лепесток через север на восток, через запад, через юг, возвращайся сделав круг лишь коснёшься ты земли,быть по-моему вели!
Воспитатель:- Вели чтобы мы быстро оказались на севере нашей страны- в Арктике. (отрывает белый лепесток) Дети, посмотрите какой большой ледокол. На этом ледоколе мы совершим путешествие. Проходите на борт ледокола осторожно, помогайте друг другу, мальчики пропускают вперёд девочек. Занимайте свободные места. Я вас прошу быть внимательными, путешествие будет очень интересным.
Воспитатель:- Мы проплываем мимо огромных ледяных глыб. Как они называются? (айсберги) Что вы знаете об айсбергах? (огромные куски льда, часть айсберга видно над водой, а часть под водой)
Воспитатель предлагает ребёнку прочитать небольшое стихотворение.
Ребё нок:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Стали алы облака,
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
воспитатель:- О каком явлении природы говорится в стихотворении (Северное сияние.) Какое северное сияние? (разноцветное, яркое, красивое, радужное) Звучит фонограмма вьюги.
Воспитатеель:-Какая погода на северном полюсе (морозная, холодная, суровая, снежная, ветреная)Что ещё можно рассказать о погоде в
Арктике (мало солнечных дней, длинная полярная ночь, короткое лето)
Несмотря на суровую погоду, здесь обитает много животных, птиц. Дети вам сейчас загадают загадки:
1. Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый. (морж)
2. Этот житель круглый год
Лишь на севере живёт.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами. (северный олень)
Каких ещё животных севера вы знаете? (белый медведь, песец, тюлень, северный олень,кит)Предлагаю вам сойти на льдину и согреться с помощью игры, которая называется «Мы погреемся немножко»
Мы погреемся немножко- натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки-хлопаем в ладоши
Ногами мы потопаем- топаем на месте
И себя похлопаем- хлопаем по коленям
На дворе мороз и ветер- плавные движения руками
На дворе гуляют дети- шагают
Руки, руки согреваем, руки, руки потираем- потирают руки
Чтоб не зябли наши ноги, мы потопаем немного: тот-топ-топ.
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем- приседание
- Как вы думаете, почему эти животные не мёрзнут? (толстый подкожный слой жира, шерсть не пропускает воду) Вам интересно понаблюдать за хозяином Арктики – белым медведем? (да) Давайте тихо подойдём и понаблюдаем за ним. Смотрите и слушайте внимательно, мы потом поговорим о белых медведях. (просмотр видео ролика о белых медведях)
Воспитатель: Нам пора возвращаться. (дети садятся на ледокол) Что нового и интересного вы узнали о белых медведях? (не бояться холода, питаются рыбой и мясом, хороший пловец и терпеливый охотник, волоски на теле бесцветные и в них отражается солнце, вода не проникает к телу животного, потому что волоски пропитаны жиром, которое выделяется организмом медведя, медвежата рождаются очень маленькими и без шерсти, они питаются очень жирным молоком матери). Медведь какой? (большой, смелый, косолапый, белый, северный) А какой медвежонок? (маленький, любопытный, озорной). Молодцы! Вы были очень внимательными и много узнали о белых медведях.
Нам пора выходить, наш корабль причалил к берегу.
Спасибо цветику-семицветику за интересное и познавательное путешествие на север России.
Дети, вам интересно узнать, почему белый медведь не покрывается льдом, когда выходит из воды? Чтобы узнать, как это происходит, я вас приглашаю в нашу маленькую лабораторию.
Дети подходят к столам, на которых стоят ёмкости с водой.
Воспитатель:- Опустите руку в воду, а затем выньте её из воды и рассмотрите. Какая рука? (мокрая) Что произойдет с мокрой рукой, если она окажется на морозе? (покроется ледяной коркой) Просушите руку салфеткой. Продолжаем эксперимент. Нанесите крем на руку и хорошо разотрите его. Опустите руку в воду, выньте её и немного встряхните. Что произошло? (вода стекает с руки или собирается в капельки) Вот и у медведь, шерсть которого смазана жиром, после купания и встряхивания, вода стекает с волосков и мороз ему не страшен. Кто ещё использует эту особенность организма? (морж, тюлень, морской котик и водоплавающиептицы)
Арктика очень красивая часть России и я решила сделать картину, но закончить её не успела. Вы поможете мне? (да) Что вы видите на картине? (айсберги, пингвинов, моржа, северное сияние, белого медведя и медвежонка) Помогите сделать белого медведя и медвежонка из салфеток. Нужно взять маленький кусочек салфетки, скатать его в шарик и приклеить на смазанную поверхность силуэта животных на картине. Прежде чем приступить к работе, необходима тренировка пальцам.
Пальцы, пальцы помогите, салфетки в шарик превратите (имитируют смятие салфетки и скатывание в шарик). Дети выполняют задание.
Воспитатель:- Картина закончена. Спасибо. Очень красиво.
Заключительная часть:
Воспитатель: - О чем мы сегодня говорили (об особенностях Арктики, животных) Вы много знаете об Арктике и можете рассказать о ней своим родным и друзьям.
В России много красивых и интересных мест, с которыми мы будем продолжать знакомиться. Миша Шарымов, прочитай пожалуйста стихотворение В. Степанова «Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Установка детям на дальнейшую деятельность.