Алла Мирон
НОД «Знакомство с жизнью народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи на тему:
«Знакомство с жизнью народов севера»
Цель: Формировать чувство патриотизма, путем осмысления таких понятий, как Родина. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера : природа, жилища, одежда, труд. Активизировать словарь детей: животные, ягоды, грибы; предметы быта народов ханты. Совершенствовать умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме. Развивать память, внимание, мышление и воображение. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям народов Ханты.
Публикация «НОД „Знакомство с жизнью народов Севера“» размещена в разделах
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о природе Севера, рассматривание одежды, беседа о национальных традициях, обычаях народов ханты. Посещение музея.
Словарь: малица, чум, кисы (бурки, каюр.
Наглядный материал: Физическая карта России. Картина «Дети Севера», Иллюстрации с изображением природы Севера, животного мира, растительности; чум; изделия, сделанные из меха и расшитые бисером.
Ход занятия.
Воспитатель вывешивает карту России.
- Ребята, это карта России. Наша страна очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете. (Дети называют и вспоминают города России). В России много рек и озер (Воспитатель показывает на карте реки и озера).
- Да, ребята, мы с вами живем в чудесной стране – Россия. Она такая огромная: когда на Юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, на Севере (показывает указкой, лежит снег. Мы с вами живем на Севере. У нас, на Севере, живет очень много разных народов, не только русские.
- Какие народы живут в нашем поселке? (Дети называют, какие народы живут).
- Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера ханты и ненцы. У нас с вами долгая полярная ночь. Когда и днем и ночью темно, можно наблюдать совершенно необычное явление – северное сияние, которое перелистывается разными цветами. (Воспитатель показывает картинку с северным сиянием).
- Природа нашего края очень разнообразная. Это лес. А кто знает, как называется густой дремучий лес? (Тайга) .
- А какие деревья растут в нашем лесу?
- Сосны, кедр, пихта, ель.
- А какие ягоды и грибы вы собираете в лесу?
- Бруснику, клюкву, морошку, голубику, чернику. (воспитатель показывает картинки).
- А каких животных Севера вы знаете?
- Медведь, лиса, заяц, белка. (Воспитатель показывает картинки).
- А еще можно увидеть быстрого белоснежного песца. (Показывает картинку).
- А чем занимаются люди Севера?
- Разводят оленей, ловят рыбу, охотятся.
- А, как называют таких людей? Кто они по профессии?
- Оленеводы, рыболовы, охотники?
- А раньше, в лесу, где они жили?
- В чумах.
- А из чего делали чум?
- Из оленьих шкур. (воспитатель показывает чум.). Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.
- олень – это животное, кормит и одевает этот народ. А теперь давайте с вами рассмотрим эту картинку «Дети Севера» (Воспитатель вывешивает картинку).
- Кого вы видите на этой картинке (Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательно рассмотреть).
- Что делают дети? (катаются на санках) Эти легкие длинные сани называются нартами. Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или на автомобиле. А управляют оленями КАЮР.
- Что вы видите в руке у каюра? (Ответы детей). Это длинный шест. Зачем он ему? (Чтобы погонят оленей).
- Везде снег. Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно?
- Нет.
- Почему вы думаете, что не холодно?
- На них теплая одежда.
- Рассмотрим эту одежду. Из чего она сшита?
- Из меха.
- Да это меховая одежда. А как она называется?
- Малица.
- А что у них на ногах?
- Кисы (бурки)
- Ребята, народы ханты и ненцы очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. И женщины расшивают одежду бисером. (Воспитатель показывает изделия из меха, расшитые бисером).
- У народов ненцы и ханты свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Народы Севера придумывают много сказок. Сегодня я прочитаю одну из таких сказок. Называется она «Кукушка». (это ненецкая сказка)
После чтения сказки воспитатель задает вопросы:
- Чему учит эта сказка?
- О чем северный народ хотел предупредить детей? (Ответы детей). Надо заботится о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют.