Татьяна Есенеева
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная к школе
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие.
Цель: воспитания уважения к традициям и культуре татарского народа, проживающего в нашей стране.
Задачи:
Педагогические:
Образовательная: познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
Развивающая: развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с жизнью и обычаями татарского народа“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям татарского народа через непосредственное общение с представителем татарской национальности.
Практическая: украсить полотенчики национальным орнаментом.
Форма организации совместной деятельности: совместно – индивидуальная деятельность.
Участники: воспитатель, дети, солистка ансамбля «БЕХЕТ» (ДК Северный) Диева Н. А.
Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка, карта России, фотографии народов России, иллюстрации национального праздника «Сабантуй», магнитофон, диск с записями, гуашь, кисти, шаблоны татарского орнамента, полотенце.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций костюмов народов татарской национальности, народные татарские праздники.
Просмотр презентации «Жизнь и обычаи татарского народа».
Разучивание татарских речёвок.
Встреча с татарской семьёй.
Дидактические игры: «Узнай костюм», «Назови блюдо».
Сценарий совместной деятельности:
Воспитатель: ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна?
Ответы детей: Россия.
Воспитатель: кто может показать на карте границы нашей страны?
(Вызванный воспитанник проводит указкой по границам России)
Воспитатель: наша Родина очень большая, красивая и богатая. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей. Какие народы населяют нашу страну?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, немцы, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины, шорцы и многие – многие другие - всего более ста национальностей (рассматривают иллюстрации).
Но русский народ составляет основу России, саму ее душу.
Давайте, покажем на карте где находиться Пермский край.
Дети показывают
Воспитатель: Да, здесь мы с вами живем. И у нас есть соседи.
А кто такие соседи?
Например - как называется соседняя группа?
Дети: «Золотой ключик».
Воспитатель: правильно, а почему группу «Золотой ключик» мы называем соседней?
Дети: потому что она рядом с нами.
Воспитатель: правильно соседи это люди, живущие рядом с нами. У каждого из нас есть соседи, Аня сидит рядом со Славой - значит они соседи. Хорошо, а как себя должны вести соседи?
Дети: дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, поддерживать друг друга, ходить в гости.
Воспитатель: правильно, а вы дружите со своими соседями?
Дети: да.
Воспитатель: молодцы, есть соседние группы, соседние квартиры, улицы, города, республики, страны.
Сегодня мы поговорим о народе, живущем в другой соседней республике. Эта республика называется Татарстан, а народ, который там живёт - татары. Это многочисленный народ и поэтому татары живут не только в Татарстане, но и по всей России.
Татары говорят на татарском языке.
«Здравствуйте» на татарском языке звучит как «ИСЕММЭСИС». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.
Дети здороваются.
Воспитатель: теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете можно узнать татар?
Ответы детей: по речи, по одежде.
Воспитатель: правильно, посмотрите - вот куклы: мальчика и девочки - Гульнара и Ринат. Они одеты в национальные костюмы. Во что одета Гульнара?
Дети: в белую блузу, голубую юбку, синий жилет.
Воспитатель: Посмотрите, юбка и блуза украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивками.
Воспитатель: жилет у Гульнары красивый, бархатный, украшенный мехом. А во что одет Ринат?
Дети: Ринат одет в длинную рубашку, широкие брюки, полосатый халат.
Воспитатель: длинная рубашка Рината подвязана кушаком. Обратите внимание: и Ринат, и Гульнара одеты в жилеты. На ногах у них ЧЕКМЕНИ – так называется обувь, а на голове - ТЮБЕТЕЙКА - маленькие шапочки. А теперь давайте поиграем, найдите среди этих картинок людей в татарских национальных костюмах
(дети выполняют задание).
Воспитатель: татары ходят не всегда в национальных костюмах: реже - в городах, чаще - по праздникам и деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетках.
Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.
Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент - это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа.
У татарского народа существует три основных вида орнамента:
• первый вид - «Цветочно- растительный». Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы, цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли, головные уборы (калфак, тюбетейка, клпш, платки).
• второй вид орнамента - «Геометрический», применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии.
• третий вид орнамента называется - «Зооморфный». Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в о основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.
Воспитатель: к нам сегодня в гости приедет гостья, она татарка. Как вы думаете, какой ей можно сделать подарок?
Ответы детей:
Воспитатель: традиционным подарком у татар считается полотенце. И сегодня мы с вами украсим полотенчики татарским орнаментом.
Воспитатель: а сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический, цветочно - растительный или зооморфный.
Ответы детей: (Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно – растительный, потому что вижу на рисунке цветы, а я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей, а я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломанные линии и верёвочку).
Воспитатель: народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному.
Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и аккуратно закрасите его, не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте.
Стук в дверь. Заходит гостья - татарка в национальном костюме.
Здоровается по - татарски, приглашаем посмотреть как мы украшаем орнаментом полотенца.
Воспитатель: расскажите нам о своих традициях.
Гость: в татарских деревнях держат коров, овец, коз. Традиционная еда татар - мясомолочная и растительная: суп с лапшой, лепёшки - кабатма, блины - киймак, пироги с начинкой - беляш и др. Самые вкусные кушанья татары готовят на праздники. Один из самых больших праздников - САБАНТУЙ. На этом празднике мужчины и юноши состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Татары очень любят коней, по этому кони часто становятся героями сказок, легенд, песен, загадок, пословиц, поговорок. Татары смелый, гордый, трудолюбивый народ. Они искусные мастера — ювелиры, и делают украшения из металла.
После того, как вы украсите полотенца, мы с вами поиграем в национальную игру и я вам спою песню на татарском языке.
Дети с гостьей играют в национальную подвижную игру и слушают песню на татарском языке.
Воспитатель: ну что, дети, понравилось вам как мы сегодня провели с вами время? Что вы запомнили, что вам понравилось?
ответы детей.
Воспитатель: мне тоже очень понравилось общаться с нашей гостьей. Ну а теперь пора прощается на русском и татарском языках.
И еще мы хотим сделать подарок – наши полотенчики.
Воспитатель, подводя итог, ещё раз напоминает, что существуют разные народы с разной культурой и что, помимо своей культуры, нужно уважать культуру и обычаи других национальностей.