Екатерина Федулова
Конспект НОД по этнокультурному воспитанию детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурсная работа
По направлению: «Непосредственно образовательная деятельность»
На тему: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов»
Выполнила: Федулова Екатерина Владимировна,
Воспитатель МБДОУ №10 «Золушка» города Охи
Оха, Сахалинская область ул. 60 лет СССР, 30/3
Оха 2020 год
Публикация «Конспект НОД по этнокультурному воспитанию детей средней группы» размещена в разделах
Направленность: Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников, через развитие этнотолерантности и знакомство с историко-культурным наследием.
Актуальность: Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
«Родной край, его история, традиции» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка, общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Самобытность любого народа выражается как в особенностях биологии и внешнего облика, так и своеобразии культуры и языка. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, ороки и нанайцы.
Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Поэтому человечество обязано сохранять основы традиционной культуры и искусства народов Севера.
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения.
Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях, школах связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут занятия, тем более действенными окажется они для воспитания любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Академик Лихачё в говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Методическое обоснование темы:
Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Цель: Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года, познакомить детей с историей, народными традициями, культурой родного края, способствующих развитию этнотолерантности в детях.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с традиционным наследием местной культуры. Познакомить с историей Сахалинской области, обычаями, традициями коренных народов севера.
Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.
Развивающая: Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие», «Музыкальное развитие».
Виды детской деятельности: игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.
Оборудование: мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, предметные картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,
Предварительная работа:
Словесные:
• Чтение литературных произведений
• Слушание музыкальных произведений
• Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказ воспитателя по данной теме
• Заучивание слов из букваря.
Практические:
• Создание альбома «Сахалин – наш край родной» при помощи родителей
• Национальные подвижные, малоподвижные, строительные игры.
• Заучивание элементов национального танца.
• Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;
• Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;
I. Организационный момент
Дети входят в группу, посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.
Воспитатель : Ребята! Поздороваемся и улыбнёмся! От наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям.
Воспитатель : Ребята, мы с вами уже очень много интересного узнали об истории нашего родного края, города, людях которые здесь живут. Давайте вспомним о нашем родном крае, как называется наш город?
Дети: Сахалинская область, г. Оха.
Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?
Дети: Сахалин.
Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом с нами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?
Дети: Русские, корейцы, армяне, грузины.
II. Основная часть.
1. Беседа. Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин. Нивхи - небольшой народ, населяющий остров Сахалин, нивхи в переводе означает "человек". Жили они небольшими группами. В каждом нивхском жилище жили члены одного рода. В семье жили родители и их сыновья, престарелые родичи или сироты. Жили они все дружно, помогая и заботясь, друг о друге. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Слайд 1-2.
Жизнь этого народа была трудна. Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.
Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?
Дети: Из кирпича, дерева.
Слайд 3, 4.
Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.
Это зимнее жилище «то-раф», похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.
Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?
Дети: Что бы не замерзнуть.
Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.
Слайд 5, 6, 7.
Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи. ПРОМЫСЛЫ
2. Подвижная игра «Удачный улов».
Воспитатель : А сейчас мы поиграем.
В начале игры одного участника выбирают «рыбаком». Остальные - «рыбки». «Рыбак» гоняется за «рыбой». Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком».
«Невод», «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба».
Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да, любим.
Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.
Слайд 8, 9, 10, 11.
Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.
Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли). Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд12, 13.
3. Физминутка: нивхская игра «Ручейки, реки, озера»
Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.
Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.
Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.
Дети, цепляясь друг за другом, бегают в колоннах.
Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.
Дети выстраивают несколько кругов по 5-6 человек.
Слайд 14,15,16.
Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?
Дети: прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.
Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?
Дети: Новый Год, масленица, день рождения.
(звучит мелодия нивхской песни) Приложение 2
Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя».
Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные.
III. Заключительная часть
Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?
Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?
Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.
Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
• Дети самостоятельно рассказывают об обычаях и традициях народов Сахалина.
• Дети знают и называют народные праздники.
• Дети самостоятельно играют в национальные игры коренных народов Сахалина.
• Дети самостоятельно выполняют характерные движения под национальную музыку коренных народов Сахалина.
• Дети знают о празднике "Медведь".
• Дети называют одежду коренных народов Сахалина.
• Дети умеют находить различия в элементах орнаментов костюмов русского народа и коренных народов Сахалинской области.
• Дети проявляют интерес к основам культуры и искусства наших предков.
Формы подведения итогов:
• Беседа с детьми о содержании занятия.
• Художественное творчество детей
• Оформление выставки детских рисунков
Литература:
1. Суляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.
2. Сайт «Дети Севера» https://www.school3poronaisk.ru/index.html
3. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)».
4. Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. ru.wikipedia.org › wiki/Народы_Севера
5. Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Программа для дошкольных образовательных учреждений.
6. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.
7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие.
8. Кочешкова Е. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития