ЕЛЕНА ЗАПОРОЖЦЕВА
Конспект НОД по экологии «Береги свою планету»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по теме «Береги свою планету»
(старше-подготовительный возраст детей)
Цель: Ознакомление с элементами социально-экологической среды и формирование опыта взаимодействия детей с различными объектами природы.
Задачи:
Обучающие:
- создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своих знаний;
- уточнить знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле;
- способствовать обучению самостоятельно собирать и организовывать информацию;
Публикация «Конспект НОД по экологии „Береги свою планету“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать умения у детей прогнозировать последствия своих действий;
- развивать познавательный интерес к изучению природы, экологическую культуру;
-закрепить характерные признаки времен года.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности,
- научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- содействовать формированию нравственно-гражданских черт личности через понимание красоты окружающей природы, необходимость её охраны человеком;
- закрепить правила поведения в природе;
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к природному многообразию;
- воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Планируемые результаты : способен конструировать план своей работы по замыслу; проявляет интерес к информации, которую получает во время общения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал:
-план-путеводитель «Экосистема. Юный эколог» и конверты с картинками и предметами к нему;
-глобус;
-фотографии с изображением разных объектов природы;
-магнитофон, ноутбук, проектор;
-аудиозаписи звуков природы;
-аудиозапись песни «Опять черемуха в цвету»
-оборудование для посадки растений. (совочки, глабельки, поливальник, луковицы цветов)
Ход занятия:
Знакомство:
Я воспитатель Елена Валерьевна, пришла к вам в гости из детского сада «Искорка».
Мне очень хотелось бы рассказать вам о том, на какой прекрасной планете Земля мы живём. Хотите послушать?
Дети отвечают.
С помощью проектора воспроизводится на экран видеоролик о планете «Земля»
Воспитатель:
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы, только тут,
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей нету!
А кто из вас знает, что такое Земля? (ответы детей)
Воспитатель: Это не только горсть почвы, на которой мы сажаем растения, это большая планета (показывает руками) под названием Земля. Земля — это большой дом, где живём и мы с вами. Посмотрите - это карта мира, карта нашей планеты Земля. (демонстрирует карту, дети рассматривают её). Воспитатель: Нашу Землю не зря называют голубой планетой. Что на карте обозначено голубым цветом?
Дети отвечают: (вода, море, океан)
Воспитатель: Все остальное – это суша.
А кто может показать на карте, где мы с вами живем?
Как называется эта часть суши?
Как называется наша страна?
Дети находят, показывают, отвечают.
Воспитатель: Да ребята, Россия - это наша страна, она очень большая.
Какие еще страны вы знаете?
(если дети затрудняются ответить, воспитатель сам обводит рукой и рассказывает детям: северный и южный полюс, Африка, Австралия, Северная и южная Америка. Показать Индию и Китай.)
Но только ли люди живут на земле?
Дети отвечают. На карте изображены животные. Дети рассматривают и называют какое животное и где обитает.
Воспитатель: Мы рассмотрели карту земли. Посмотрите, что я еще вам принесла. Кто знает, что это? (воспитатель показывает детям макет земли «глобус» сделанный из пенопласта)
Дети рассматривают, рассуждают и отвечают.
Воспитатель: На карте мы с вами видели много животных. Помогите мне оживить глобус, расселить животных. А подсказкой для вас будет карта.
Дети выбирают себе бумажную фигурку животного, закрепленного на зубочистке, определяют и еще раз проговаривают место обитания и закрепляют животных на глобусе.
Воспитатель: Наш с вами глобус, наша Земля ожила. У каждого животного теперь есть свой дом, где ему уютно и хорошо. Ведь если лев попадет на северный полюс, он не сможет там жить, он не сможет там охотиться и в итоге погибнет.
А если пингвин попадет в Африканскую пустыню?
Дети отвечают: он там погибнет, потому, что он питается рыбой, он морской обитатель.
Воспитатель: А крокодил выдержит нашу суровую зиму, когда речка покрыта льдом?
Дети рассуждают и отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете о нашей планете Земля.
А хотите прогуляться вместе со мной по нашей планете?
Мы с вами рассматривали карту, но у нее есть обратная сторона Воспитатель поворачивает лэпбук к детям
Как вы думаете, что это такое?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Мы с вами рассматривали карту планеты Земля, там есть такой континент «Америка». Так вот как раз в Америке придумали такую книгу. Её можно класть на колени или на стол и не только читать, но и выполнять разные увлекательные задания.
Воспитатель демонстрирует лэпбук и читает его название
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать — нельзя!
Так скажем дружно (раз, два, три) – дети повторяют
Откроем мы лэпбук Земли!
Воспитатель открывает лэпбук
Дети рассматривают его оформление и содержание.
Воспитатель: Посмотрим в Лэпбуке - 1 задание «Времена года» :
А в лэпбуке есть цветы,
Несравненной красоты.
Лепестки мы открываем,
Время года определяем.
Кто сейчас поможет мне
И расскажет о весне?
Дети рассматривают цветы, разворачивают лепестки на которых изображены признаки времени года, которые сменяются на нашей планете. Определяют где весна, лето, осень, зима и весна.
Воспитатель: В домике живут малыши, они хорошо знают, как правильно одеваться по сезону. Вы можете отправить их на тот цветок, на котором они будут чувствовать себя комфортно?
Воспитатель раздает детям фигурки малышей, которые изображены в разной одежде.
Дети выполняют задание и распределяют фигурки детей на цветы по соответствию их одежды сезону.
Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу вы хорошо знаете времена года, знаете как правильно одеться, чтобы не заболеть. А вы любите отгадывать загадки?
Дети выражают интерес
Воспитатель: В Лэпбуке – 2 задание в мини – книжке «Загадки»
Воспитатель читает, загадывает загадки на страничках мини-книжки
Дети по картинке определяют отгадку.
Воспитатель: Времена года сменяют друг друга на нашей планете Земля. В природе нашей планеты идет все по кругу – круговорот.
Каждый день что то происходит новое, но без воды не мы с вами, не животные, не растения жить не смогут.
Посмотрите, в Лэпбуке – 3 задание в конверте и называется оно «Экосистема» : вот, например, Путешествие «Капельки»
Дети рассматривают картинки-схемы в конверте «Экосистема»
Воспитатель показывает детям картинку с изображением круговорота воды в природе, но на ней нет обозначений последовательности.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная картина! Здесь есть и море, и тучка, и дождик. Как вы думаете, куда капелька дождя попадет после того как она из тучки упала на землю?
Дети рассматривают, предполагают и отвечают.
Воспитатель: Да ребята, это круговорот воды в природе. В этом конверте еще есть несколько картинок с изображением круговорота в природе, но я вам оставлю их и вы рассмотрите все со своим воспитателем.
Воспитатель: В Лэпбуке – 4 задание - «Звуки природы».
Ребята, природу можно не только увидеть, но и услышать. (В конверте есть карточки с изображением птицы, моря, погодных явлений, звуки леса. Воспитатель раскладывает карточки. Звучит фонограмма.
Дети слушают звуки природы и определяют картинку соответствующую звукам. (Закончить фонограммой «звуки леса»)
Воспитатель: Планета Земля живая, она дышит, живет и чувствует все как человек. Когда человек счастлив?
Дети отвечают.
Воспитатель: Человек счастлив, когда все хорошо, когда он здоров. А наша планета счастлива?
Дети высказывают свои мнения и предположения.
Воспитатель: Ребята, а что же нужно делать, чтобы наша родная планета Земля была счастлива?
Воспитатель: Нам и здесь поможет Лэпбук – 5 задание «Чем мы можем навредить, а чем помочь или сберечь Землю»
На лэпбуке два конверта, в одном, что можно делать. В другом, что нельзя. Карточки перепутались.
Дети рассматривают демонстрируемые картинки из конвертов.
Воспитатель: друзья, помогите разложить картинки по конвертам правильно. (Карточки разложить на столе перед лэпбуком)
Дети сами выбирают карточку, рассказывают, что на ней изображено и кладут в нужный конверт.
ФИЗМИНУТКА (звучит фоновая музыка, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие произвольные движения вместе с воспитателем)
А. Н. Майков
Дедушка дерево
У дедушки Дерева
Добрые руки - Большие
Зелёные
Добрые руки.
Какая-то птица
В руках суетится.
Какая-то птица
На плечи садится.
Дедушка Дерево - славный такой -
Белку качает большущей рукой.
Жучище примчался,
И сел, И качался,
И всё восхищался,
и всё восхищался.
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
У дедушки Дерева добрые руки -
Большие - Зелёные
Добрые руки.
Наверно, их сто.
Или сто двадцать пять.
Чтоб всех покачать!
Чтоб всех Вас обнять!
Лэпбук – 6 задание «Плакат» :
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что можно делать, а чего делать нельзя в природе. А как же узнают другие люди? Лэпбук предлагает нам 6 задание, которое называется «Плакат» Что бы это значило?
Дети высказывают свои мнения по содержанию задания «Плакат»
Воспитатель: Да, нам необходимо изготовить вместе плакат, призывающий не загрязнять нашу голубую, зеленую, прекрасную планету Земля, беречь её.
Как бы вы, ребята, назвали такой плакат?
Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель: Хорошо, назовем мы его «Береги планету нашу». С чего мы начнем? Что нам потребуется?
Дети строят план изготовления природоохранного плаката.
Воспитатель: У нас есть большой лист. В лэпбуке есть образцы, какие бывают плакаты. Рассмотрите их.
Дети рассматривают образцы плакатов в конверте лэпбука и рассматривают
В конверте вырезанные: цветы, бабочки, птицы… (с приклеенным двухсторонним скотчем на обратной стороне).
Воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку и приклеить на белый лист бумаги плаката.
Дети, выбрав картинку отклеивают защитную оболочку и приклеивают объект природы в любом месте по желанию.
Воспитатель в это время пишет название плаката. Закончив работать над плакатом, закрепить его на мольберте.
Воспитатель: Какой хороший плакат у нас с вами получился.
Дети рассматривают получившийся совместными стараниями плакат.
Воспитатель: А вы знаете, друзья, не только мы волнуемся о том, чтобы наша планета была здоровая, цветущая и счастливая. На всем земном шаре люди решили объединиться и провести всемирный день Земли. 22 апреля ежегодно проводится международный «День Земли». В этот день повсюду сажают деревья, цветы, украшают свои дворы, парки новыми зелеными насаждениями.
Но вот рядом с конвертом с заданием «Плакат» есть колокольчик. Что бы это значило?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: В праздник «День Земли» во многих странах и у нас в России звучит колокол мира и звоном своим он призывает всех жителей Земли, приложить усилия, чтобы сберечь и приумножить красоту природы нашей планеты, сохранить мир в нашем общем доме на планете Земля.
Воспитатель: У меня для вас есть подарки колокольчики. Они маленькие, но когда колокольчики зазвучат все вместе, их услышат многие люди. С помощью этого колокольчика вы сможете рассказать своим близким об этом чудесном дне. Сейчас вы подумайте, чем или как вы сможете помочь нашей планете земля. Прозвените колокольчиком и расскажите нам об этом.
Звучит фонограмма «Опять черемуха в цвету»
Дети, каждый, звонят колокольчиками и высказываются.
Воспитатель: Хороший колокольный звон у нас получился. Земля такая маленькая, но прекрасная! Давайте ее беречь!
Поставьте свои колокольчики на разнос. А вечером Вы свои колокольчики заберете домой.
Дети собирают колокольчики на разнос.
Лэпбук – 7 задание «Эксперимент»
Воспитатель: В лэпбуке осталась последняя нераскрытая страница. Вы любите экспериментировать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Я вам принесла луковицы цветов, посмотрите, а что с ними можно и необходимо сделать, давайте рассмотрим в последнее задание.
Дети рассматривают последовательность посадки цветов в грунт. Воспитатель: Что же нам надо сделать с нашими луковицами цветов?
Дети высказывают предложение высадить луковицы в землю на клумбе детсада.
Воспитатель:
Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями.
Вот и закрыта книга моя
Твоих добрых дел ждет планета Земля.
Посадим цветы, и поможем планете.
Ведь за нее мы с тобою в ответе.
И начнем с малого: идем с вами на прогулку и посадим вместе цветы.
Воспитатель: Ведь Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как маленькие, тёплые костры.
Дети собираются на прогулку.
Воспитатель берет все, что нужно для посадки цветов: совочки, грабельки, поливальник и луковицы цветов.
Все выходят во двор детского сада и высаживают цветы на клумбу.