валентина никитенко
НОД по выразительному чтению произведения «На горке» Н. Носова в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие, социально – коммуникативное
Тема занятия. К чему могут привести необдуманные действия.
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: построение высказываний о том, что прежде, чем что-либо сделать, необходимо подумать, к каким последствиям это приведет на примере чтения рассказа «На горке» Носова и дидактической игры по содержанию рассказа.
Задачи занятия:
Публикация «НОД по выразительному чтению произведения „На горке“ Н, Носова в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Обучающая: подбирать слова определяющие характер главных героев рассказа (Котьки Чижова и ребят со двора, мотивы их поступков, рассуждая об идее рассказа и подтверждая примерами по содержанию рассказа
Развивающая: устанавливать зависимость между поступком Котки Чижова и последствиями этого поступка
Воспитательная: Приводить примеры того, как нужно было поступить Котке Чижову, чтоб избежать неприятностей.
Словарная работа: Сарай - строение для хранения различного имущества, фанерка - тонкие листы древесины, дворницкая- устар. помещение для дворника
Ход занятия:
Воспитатель: Какое сейчас время года? (зима)
Зимой,что идет? (снег)
Как, ещё можно сказать? (снегопад)
Я начну читать стихотворение «Снегопад», а вы пожалуйста, добавляйте подходящие по смыслу слова – родственники слову снег.
Тихо тихо, как во сне,
Падает на землю
Дети: (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые
Дети: (снежинки).
На посёлки, на лужок
Всё снижается
Дети: (снежок).
Вот веселье для ребят-
Всё сильнее
Дети: (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в
Дети: (снежки).
Словно белый пуховик,
Нарядился
Дети: (снеговик).
Воспитатель. Что,ещё можно сделать из снега (снежную горку)
Сейчас я вам прочитаю рассказ «На горке», который написал Н. Носов (на доску выставляю портрет Н. Носова) Николай Носов родился в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов, ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией. Идея написать что — нибудь детям возникла после того, как он забавлял своего сына и его друзей различными рассказами. ему пришлось придумывать новые рассказы, сказки, забавные случаи для сына и его приятелей – малышей. Носов придумал нового литературного героя – озорного непоседу, любителя приключений, здравомыслящего и наивного, который жаждет постоянной деятельности и часто попадает в комические ситуации. Сейчас я вам прочитаю рассказ «На горке» В этой рассказе вам встреться незнакомые для вас слова, давайте их попробуем объяснить
Словарная работа: Сарай - строение для хранения различного имущества, фанерка - тонкие листы древесины, дворницкая- устар. помещение для дворника
Читаю рассказ «На горке»
Воспитатель: Кто главный герой рассказа?
Дети: Котька Чижов.
Воспитатель. Что ребята построили во дворе из снега?
Дети: Горку.
Воспитатель: Какими были ребята в рассказе?
Дети: Дружными, трудолюбивыми.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что все вместе строили горку.
Воспитатель: Чем занимался Котька во время строительства горки?
Дети: Сидел дома и смотрел, как другие трудятся.
Воспитатель: Что сделал Котька, когда ребята ушли домой?
Дети: Быстро надел коньки и вышел во двор.
Воспитатель: Смог ли он скатиться с горки?
Дети: Нет. Потому что горка была скользкая, и он был на коньках.
Воспитатель: Что придумал Котька для того, чтобы взобраться на горку?
Дети: Посыпал песком.
Воспитатель: После того, как Котька посыпал песком горку, смог он на нее взобраться?
Дети: Да.
Воспитатель: А скатиться?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как ребята отнеслись к поступку Котьки?
Дети: Они расстроились, и предложили исправить ошибку.
Воспитатель: А что предложили дети сделать Котьке?
Дети: Засыпать снегом песок на горке.
Воспитатель: А ребята помогли заливать горку водой?
Дети: Да.
Воспитатель: Что еще предпринял Котька, чтобы исправить свою ошибку?
Дети: Сделал ступеньки на горке.
Воспитатель: Чему учит нас этот рассказ?
Дети: Трудолюбию, умению исправлять свои ошибки, быть настоящими товарищами, уважать чужой труд.
Рассматривание картины «На горке».
Физкульминутка
«Зимняя прогулка».
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения,
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Мы с вами говорили о том, что ребята трудолюбивые, а для того чтобы трудиться надо имеет различные инструменты, сейчас я вам буду загадывать загадки,а на доску будут появляться отгадки, тот кто правильно отгадает, получит жетон.
Внешне он не бросок,
В миг обтешет доску.
С ним тружусь я спозаранок.
Что в руках моих?. (Рубанок)
Гвозди им я забиваю,
Очень точно попадаю.
Дом для птиц построить смог,
А помог мне (Молоток)
Что коснувшись древесины,
Клёна, тополя, осины
Своей зубастой пастью
Разделит ствол на части?. (Пила)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук (Гвоздь)
Жужжит, а не пчела, не муха.
Звук громкий — но не шмель.
Повесить чтоб картину
— Возьми скорее (Дрель)
Этот каменный круг
Инструментам лучший друг
Взвихрит искры над собою,
Острым сделает тупое (Точило)
Вострушка-вертушка
Уперлась в винт ногой,
Потерял болтун покой (Отвёртка)
Он железный, остроносый,
Колит лёд зимой морозной (Лом)
Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет (Ножницы)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну (Игла)
Мы — для пильщика подставка,
Мы — для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь
Нам другое ударение
— Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами (Козлы)
Я любопытный инструмент:
узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне. (Сверло)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он — шарф для Петеньки (Спицы)
Инструмент в руках у нас,
В огороде – высший класс!
Можем грядки им копать.
Подскажите как назвать?. (Лопата)
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом (Шило)
Телом вертким, как змея,
В доску вкручиваюсь я (Сверло)
Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела, Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб (Пила)
По деревянной речке
Бежит кораблик новый,
Свивается в колечкиДымок его сосновый (Рубанок)
У них тяжелый труд,
Все время что-то жмут (Тиски)
Зубы имеют,
а зубной боли не знают (Грабли)
Огородник тот с длинным носом живет.
Где носом качнет,там вода потечет (Лейка)
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки С помощью (Рулетки)
Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
С ним мне ничего не страшно,
Я иду вперёд отважно. (Фонарик)
По доске шершавой вдруг
Он пройдется как утюг.
И тогда навернякаГладкой станет та доска (Фуганок)
На зеркальном на катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок
—И распался весь каток (Стеклорез)
Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Р-раз, — и никаких гвоздей!
Цепкий рак на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит (Клещи)
Жесткая, грызучая,
Дырявая, колючая:
Что на спину ей положат,
Все она тотчас изгложет (Тёрка)
И белить, и красить можно,
Ею можно рисовать,
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать (Кисть)
Наточили острый нос,
Колотили острый нос.
Поработал острый нос
—Увезли зелёный воз (Коса)
Если согнут пополам
— Непригоден он к делам,
А лишь только распрямится,
Для работы пригодится (Складной нож)
Что за слово, угадай,
Части в нем — загадки:
Первая—нота,
Вторая-игра.
Целое встретится у столяра (Долото)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
ПоломалаЗуб, зуб (Пила)
Коль сожмешь ее сильней,
— Больше будет силы в ней (Пружина)
Кирпич, железо доски-ель Просверлит без проблемы (Дрель)
подсчет жетонов выбор победителя.
Воспитатель. Ребята,какую рассказ мы прочитали?
Кто этот рассказ написал?
Для чего он был написан? Для того, что прежде, чем что-либо сделать, необходимо подумать, к каким последствиям это приведет. Котька догадался, как подняться на скользкую горку, но не подумал, как он будет с нее съезжать, когда она перестанет быть скользкой. Если бы герой рассказа хорошо подумал, он мог бы сразу сделать ступеньки и не портить горку. Рассказ учит ценить результаты чужого труда. Котька засыпал песком горку, которую не строил и тем самым испортил ее. И ребятам пришлось повторно заливать ее водой, чтобы можно было кататься.
В рассказе мне понравились ребята, которые строили горку.