Юлия Вишнякова
НОД в старшей логопедической группе «Недра Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Расширять представления детей о неживой природе.
2. Продолжать знакомить с новыми профессиями.
3. Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении.
4. Способствовать развитию любознательности.
5. Дать понятие новых слов – недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные камни.
Материалы и оборудование: иллюстрации, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней.
Публикация «НОД в старшей логопедической группе „Недра Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: чтение хакасской сказки «Почему замолчали горы», дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», просмотр мультфильмов «Гномы и горный король», «Серебряное копытце»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас в группе накопилась целая коллекция камней. Часть этой коллекции некоторые из них принесли вы, с моря, из речки, часть нашли на улице, а некоторые, совсем необычные и особенные я принесла из дома.
Воспитатель: Вы знаете, откуда взялись камни? (предположения детей). Наша планета, необъятная прекрасная Земля, хранит много тайн.
Хотите познакомиться с тем, что хранится внутри Земли?
Под землей существует целый мир! Да еще какой! Посмотрите (воспитатель предлагает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов). А как вы думаете, откуда произошли пещеры, как они образовались? (Предположения детей)
Эти пещеры сделала вода, даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода может быть такой сильной и такой могучей. Она может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер.
Воспитатель: (обращает внимание на бусы из натурального камня, фото драгоценных камней). Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке. Это матушка Земля с помощницей водой создали такие чудеса. Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (воспитатель демонстрирует янтарь, дети рассматривают) Что вы можете сказать о нем? Хотите потрогать этот драгоценный камень и узнать его историю?
Воспитатель: Янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку. Как вы думаете, что произойдёт, если какое-то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет, смола - липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя. Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём. А как же янтарь попал в море? Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег.
Воспитатель демонстрирует детям необработанный янтарь и украшение из янтаря.
Воспитатель: Я вчера была в лесу и увидела, что по одной сосне течёт смола. Я собрала её в баночку и принесла показать вам. А давайте попробуем сделать с вами так как было в древние времена: сухой листочек поместим в смолу и через миллионы лет он превратится в янтарь…
Воспитатель: (показывает кусок каменного угля) Ребята, как вы думаете, этот камень может служить украшением? Пусть он некрасивый, пачкает руки, но его ценность и польза для человека очень большая. Это каменный уголь. Он хорошо горит, используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Хранится уголь под землей, поэтому называется полезным ископаемым. Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые» (Ископаемые — потому что нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят большую пользу для людей). Почему называют уголь каменным? (потому что он твердый) В кладовой Земли, кроме каменного угля, хранится еще много полезных ископаемых, все они относятся к неживой природе. О них будем говорить в следующий раз. Вам интересно узнать, как добывают каменный уголь? Тогда нам придется отправиться в горы.
Физкультминутка:
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево
В центре круга соберемся
И на месте повернемся
Мы тихонечко присядем
И немножечко приляжем
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо
А потом пойдем мы прямо
Шли мы шли и до гор дошли.
Воспитатель: Добывают каменный уголь в карьерах, если залегает неглубоко, или в шахтах, если запасы находятся глубоко. (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций). Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами, горняками (почему). Работа шахтёров очень трудная и опасная. Шахтеров все уважают за их силу, мужество.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили путешествие по недрам нашей Земли, узнали про полезные ископаемые. Кто первый отгадает загадку: «С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом, чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать. Под землёю огоньки - это в шахте горняки. Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)
А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей). О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? (Ответы детей). А как называются камни, из которых делают украшения? (Ответы детей).