Надежда Королева
Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять представление о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент. Повторение пройденного материала.
- Ребята, послушайте стихотворение (читаю стихотворение Маргарита Ивенсен «ОСЕНЬ») :
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? … об осени).
-Дети, а сейчас давайте определим признаки осени. Поиграем в игру «Что бывает осенью». Вы мне будете говорить да или нет.
Опадают листья (да)
Тает снег (нет)
Дети загорают у реки (нет)
Люди убирают урожай на полях (да)
Птицы улетают на юг (да)
- А что ещё бывает осенью?
Введение темы «Перелетные птицы»
- Ребята, когда я пришла в садик нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда можно узнать?
-Правильно из словаря, энциклопедии.
Словарная работа
Педагог при помощи энциклопедии знакомит детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их распространение.
- Давайте повторим вместе со мной – «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?
- Встали все. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?
+ (Перелетные)
- А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).
- Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Послушайте как поет соловей /аудиозапись/
2. Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/
- Правильно вы отгадали, эти птицы куда относятся? Почему? (потому что они улетают в теплые края)
- Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).
- Правильно. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
Пальчиковая игра «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).
- Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?
- Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками», все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой», в одну линию и еще называют «прямой фронт». Гуси чаще всего летят «косяком».
- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Встали врассыпную. Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, голубь, ласточка, синица, грач, сорока, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
- Молодцы.
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Анализ занятия:
- А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?
- Что нового вы узнали про полет птиц?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!